Правовые акты Республики Башкортостан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 01.12.2023 N 682

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2023 г. N 682

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2025 И 2026 ГОДОВ

 

В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:

Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Республики Башкортостан на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

 

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

А.Г.НАЗАРОВ

 

 

 

 

 

Утверждены

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 1 декабря 2023 г. N 682

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2024 ГОД

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

 

1. Под государственной долговой политикой Республики Башкортостан понимается стратегия управления государственными заимствованиями Республики Башкортостан, направленная на эффективное регулирование государственного долга Республики Башкортостан (далее - государственный долг), поддержание его объема на безопасном уровне, равномерное распределение платежей, связанных с его обслуживанием и погашением, во времени и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет Республики Башкортостан.

Основные направления долговой политики Республики Башкортостан на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов определяют цели и задачи, основные факторы, влияющие на характер и направления долговой политики, инструменты ее реализации, риски для бюджета, возникающие в процессе управления государственным долгом.

2. Долговая политика Республики Башкортостан в 2022 году была направлена на привлечение заемных средств в целях реализации инвестиционных проектов "инфраструктурного меню", замещение муниципалитетами рыночного долга, частичное финансирование дефицита бюджета Республики Башкортостан и обеспечение показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести Республику Башкортостан к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

В 2022 году реализованы следующие мероприятия по оптимизации объема и структуры государственного долга:

в целях погашения рыночного долга муниципалитетов из федерального бюджета привлечен бюджетный кредит в объеме 1690,8 млн. рублей на срок до 2028 года по ставке 0,1 процента годовых, средства которого в полном объеме направлены городским округам г. Уфа и г. Салават Республики Башкортостан;

на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов из федерального бюджета получен бюджетный кредит со сроком погашения до 2037 года в объеме 7406,6 млн. рублей по ставке 3,0 процента годовых;

с применением механизма инфраструктурных облигаций за счет предоставления специализированным обществом проектного финансирования долгосрочного займа на реализацию инфраструктурного проекта "Строительство объектов водоснабжения и водоотведения на территории "Забелье" (II этап) городского округа город Уфа Республики Башкортостан" сроком на 15 лет предоставлена государственная гарантия Республики Башкортостан в объеме 11324,6 млн. рублей (выборка средств займа началась в 2023 году).

В результате проведенных мероприятий были достигнуты следующие результаты:

государственный долг составил 38414,6 млн. рублей с ростом к уровню 2021 года в 1,4 раза;

долговая нагрузка выросла с 16,9 до 21,2 процента;

доля рыночного долга сокращена с 56,4 до 46,0 процента.

Несмотря на рост процентных расходов в 1,5 раза их доля в общем объеме расходов бюджета Республики Башкортостан (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) составила 0,4 процента.

Обязательства по обслуживанию государственного долга выполнялись своевременно и в полном объеме.

В структуре долгового портфеля республики по итогам 2022 года государственные ценные бумаги составили 39,0 процента от общего объема государственного долга, кредиты кредитных организаций - 7,0 процента, бюджетные кредиты - 54,0 процента.

3. Основными целями и задачами долговой политики Республики Башкортостан на предстоящий период являются:

1) повышение долгосрочной финансовой устойчивости и обеспечение сбалансированности бюджета Республики Башкортостан при сохранении республикой репутации надежного заемщика;

2) привлечение необходимых объемов инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета и оказание гарантийной поддержки в рамках реализации "инфраструктурного меню" в целях социально-экономического развития Республики Башкортостан, улучшения инфраструктуры и качества жизни населения республики;

3) поддержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне;

4) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Республики Башкортостан в полном объеме;

5) отнесение Республики Башкортостан к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

4. Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:

1) рост потребности бюджета Республики Башкортостан в заемных средствах в целях реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения;

2) последовательная реализация в 2024 - 2025 годах инфраструктурных проектов:

"Комплексное развитие территории городского округа город Нефтекамск" и "Комплексная жилая застройка "Южные ворота" г. Уфа" за счет получения в 2022 - 2025 годах из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов;

"Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры города Уфы (объекты капитального ремонта)", "Реконструкция напорных коллекторов в двухтрубном исполнении от биологических очистных сооружений г. Нефтекамска РБ до выпуска в р. Кама" за счет получения в 2023 году из федерального бюджета специальных казначейских кредитов;

"Строительство объектов водоснабжения и водоотведения на территории "Забелье" (II этап) городского округа город Уфа Республики Башкортостан" с применением механизма инфраструктурных облигаций за счет предоставления специализированным обществом проектного финансирования долгосрочного займа АО "Республиканская коммунальная компания" для обеспечения развития городской инфраструктуры под государственную гарантию Республики Башкортостан;

3) необходимость исполнения обязательств по непревышению уровня дефицита, общего и рыночного государственного долга, по ставке привлечения кредитов кредитных организаций (не более чем ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, увеличенная на 1 процент), принятых в рамках заключенных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.

5. Инструментами реализации государственной долговой политики Республики Башкортостан являются:

1) привлечение заемных средств в целях финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств, включая активное использование государственных ценных бумаг как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета, а также использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в отношении объема государственного долга и расходов на его обслуживание;

2) осуществление в текущих и прогнозируемых экономических условиях оперативного управления в рамках реализации Программы государственных внутренних заимствований Республики Башкортостан на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов путем корректировки видов заимствований, а также сроков и объемов привлечения заемных средств при сохранении долговой нагрузки на безопасном уровне;

3) реализация Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 года N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1705" в целях списания задолженности по бюджетным кредитам;

4) контроль за своевременностью и полнотой учета и исполнения долговых обязательств, а также открытости данных о состоянии государственного долга.

6. Основными рисками, возникающими в процессе управления государственным долгом, являются рост процентных ставок, снижение налоговых поступлений и ликвидности бюджета, риск рефинансирования долговых обязательств, нестабильность геополитической ситуации, повышение инфляции, замедление темпов экономического роста и ряд менее значимых факторов.

В целях снижения имеющихся рисков планируется:

учитывать экономические возможности по мобилизации ресурсов, текущую и ожидаемую экономическую конъюнктуру на финансовых рынках, а также использовать оптимальные сроки выхода на рынок;

использовать механизм привлечения краткосрочных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета.

 

 

 

 

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 01.12.2023 N 682