Правовые акты Республики Башкортостан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2024 N 148

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2024 г. N 148

 

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН В 2023 ГОДУ И О ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧАХ

НА 2024 ГОД

 

Республика Башкортостан традиционно по основным макроэкономическим показателям входит в число регионов - лидеров Российской Федерации.

В 2023 году социально-экономическое положение Республики Башкортостан характеризовалось ростом объема промышленного производства, строительства, ввода в действие жилых домов, розничного товарооборота, увеличением номинальной и реальной заработной платы, ростом реальных располагаемых доходов населения.

Республика Башкортостан является лидером среди субъектов России по выпуску кальцинированной соды, прицепов и полуприцепов (максимальная масса свыше 3,5 тонны, но не более 10 тонн), надувных судов прогулочных и спортивных, силикагелей, светильников электрических, проволоки холоднотянутой из нелегированной стали, проволоки скрученной, негашеной извести, промышленных печей и камер; занимает 2-е место по производству топлива дизельного, ксилолов, стирола, бензолов, стекла листового термически полированного, каучуков синтетических, плит древесно-стружечных, двигателей гидравлических и пневматических; 3-е место - по выпуску бензина автомобильного, производству пластмасс в первичных формах, талей и подъемников, автобусов, вертолетов, материалов рулонных кровельных и гидроизоляционных, кузовов для автотранспортных средств.

Индекс промышленного производства Республики Башкортостан составил 106,5% при среднероссийском темпе - 103,5%.

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 403,3 млрд. рублей, или 122,1% к уровню 2022 года (в Российской Федерации - 107,9%). Объем ввода в действие жилых домов составил 3315,5 тыс. кв. м, что выше уровня 2022 года на 8,3% (в Российской Федерации - 107,5%).

Государственная поддержка в улучшении жилищных условий оказана 5549 гражданам льготной категории в объеме 2,9 млрд. рублей.

Завершена работа по восстановлению прав граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. В 2023 году восстановлены права 2145 граждан - участников строительства, из реестра проблемных объектов исключен 41 объект.

По итогам 2023 года Республика Башкортостан вошла в число регионов, досрочно завершивших региональную программу переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года. В 2023 году расселено 24,93 тыс. кв. м аварийного жилья, в новое жилье переселено 1,8 тыс. человек.

В 2023 году введены в эксплуатацию 8 школ на 5098 мест и 3 детских сада на 660 мест. В рамках федеральной программы по капитальному ремонту и оснащению общеобразовательных организаций отремонтированы 77 зданий школ. В 2023 году открыты 4 полилингвальные школы.

Введена в эксплуатацию первая очередь Межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня.

Оборот розничной торговли в отчетном году в Республике Башкортостан составил 1277,9 млрд. рублей, или 111,3% к уровню 2022 года (в Российской Федерации - 106,4%). Оборот оптовой торговли составил 1530,6 млрд. рублей, или 122,6%) к уровню 2022 года (в Российской Федерации - 110,9%).

Индекс потребительских цен по итогам 2023 года составил 106,9% к декабрю 2022 года (в Российской Федерации - 107,4%).

По предварительным данным, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2023 году составил 620,0 млрд. рублей, что на 7,6% превысило уровень 2022 года (в Российской Федерации - 109,8%).

На создание социальной и инженерной инфраструктур в рамках республиканской адресной инвестиционной программы в 2023 году направлено 31,0 млрд. рублей бюджетных инвестиций: за счет этих средств в прошедшем году введено в эксплуатацию более 40 объектов капитального строительства.

В республике реализуются 64 проекта на основе концессионных соглашений, сумма инвестиций составляет 103,3 млрд. рублей. В 2023 году подписано 4 концессионных соглашения на сумму 9,5 млрд. рублей.

В 2023 году в Республике Башкортостан на территориях опережающего развития (далее - ТОР) нарастающим итогом зарегистрировано 130 резидентов. За 2023 год в реестр резидентов ТОР включен 21 инвестор. Нарастающим итогом резидентами ТОР проинвестировано более 10,0 млрд. рублей и создано порядка 6 тыс. рабочих мест.

По итогам 2023 года в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алга" (далее - ОЭЗ ППТ "Алга") зарегистрирован 21 резидент с заявленным объемом инвестиций порядка 62,0 млрд. рублей и планируемыми к созданию 2,8 тыс. рабочих мест.

По итогам VII Национального рейтинга инвестиционной привлекательности особых экономических зон России ОЭЗ ППТ "Алга" признана лучшей в категории "Импортозамещение".

По состоянию на 1 января 2024 года в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан включено нарастающим итогом 340 проектов с общим объемом инвестиций 836,8 млрд. рублей и созданием более 34,8 тыс. новых рабочих мест, в том числе в 2023 году включено 79 проектов с общим объемом инвестиций 89,6 млрд. рублей и созданием порядка 3,7 тыс. рабочих мест.

По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по итогам 2022 года, представленного в 2023 году, Республика Башкортостан улучшила свои позиции, переместившись на 4-ю позицию среди регионов - лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

В Республике Башкортостан на 1 января 2024 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 136,0 тыс. единиц (106,4% к уровню 2022 года, в Российской Федерации - 105,9%), из них вновь созданных - 28,2 тыс. единиц.

Туристский поток по Республике Башкортостан в 2023 году составил 2,2 млн. человек с ростом к предыдущему году на 14,3%. По предварительным данным, в 2023 году платные услуги в сфере туризма оказаны населению на сумму 15,7 млрд. рублей с темпом прироста 20,8% к 2022 году.

По предварительным данным, в 2023 году отремонтировано 1400 км автомобильных дорог, введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции 7 км дорог, отремонтировано 1200 пог. м мостов, построено и реконструировано 460 пог. м мостов.

В 2023 году капитальный ремонт выполнен в 662 многоквартирных домах общей площадью 3183,1 тыс. кв. м. Улучшены жилищные условия свыше 115 тыс. граждан. Отремонтировано 758 подъездов в 276 многоквартирных домах.

Реализованы мероприятия по благоустройству 123 общественных территорий и 6 проектов - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях (далее - Всероссийский конкурс).

В рамках программы комплексного благоустройства дворовых территорий "Башкирские дворики" в 2023 году благоустроено 206 дворовых территорий.

По итогам 2023 года накопительным итогом обустроено 37160 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных 87830 контейнерами. Достигнуто 91,5% оснащенности муниципальных образований Республики Башкортостан контейнерными площадками и 77,8% - контейнерами для накопления отходов.

Работы по восстановлению лесов проведены на площади 15,6 тыс. га при вырубленных 13,8 тыс. га, обеспечено превышение площади восстановленных лесов над площадью вырубленных лесов на 12,6%. Ежегодно по площади высаженного леса республика занимает первое место в Приволжском федеральном округе.

По итогам 2023 года исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам составило 338,7 млрд. рублей, по расходам - 355,5 млрд. рублей, дефицит составил 16,8 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета составили 257,1 млрд. рублей с ростом к уровню 2022 года на 26,1 млрд. рублей, или на 11,3%.

Объем государственного долга Республики Башкортостан по итогам 2023 года составил 58,8 млрд. рублей с ростом к уровню 2022 года на 20,4 млрд. рублей, или в 1,5 раза, что обусловлено в основном привлечением бюджетных кредитов и предоставлением государственной гарантии в целях реализации проектов "инфраструктурного меню".

Долговая нагрузка (с учетом допустимого превышения на сумму инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов, бюджетных кредитов на опережающее развитие, бюджетных кредитов, предоставленных в целях замещения рыночного долга муниципалитетов, государственных гарантий, предоставленных с применением механизма инфраструктурных облигаций, высвобождаемых средств, направленных на новые инвестиционные проекты) по итогам 2023 года не превысила 16,0%.

Достигнута положительная динамика по ряду показателей социальной сферы.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за 2023 год, по предварительным данным, составила 73,2 года, что является самым высоким показателем за всю историю республики.

Отмечается снижение смертности от ишемической болезни сердца на 11,6%, от состояний, возникающих в перинатальном периоде, - на 14,5%. Достигнуты значительные результаты по сравнению с 2022 годом в снижении смертности от болезней нервной системы - на 21,7%, от пневмонии - на 23,5%, отравления алкоголем - на 30,8%.

Младенческая смертность снизилась, по предварительным данным, до уровня 3,9 случая на 1000 родившихся живыми, что является минимальным значением по республике за всю историю статистического наблюдения за данным показателем.

Среднемесячная заработная плата работников организаций в 2023 году выросла на 15,0%, составив 56719,9 рубля. Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) за этот период составила 110,3%.

Реальные располагаемые денежные доходы по итогам 2023 года составили 107,4% к 2022 году.

По итогам 2023 года уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) находится на исторически минимальном уровне, снизившись с 3,4% до 2,3%.

В то же время имеет место отрицательная динамика в отдельных сферах деятельности.

Валовая продукция сельского хозяйства составила 225,7 млрд. рублей, или 88,9% к уровню 2022 года.

Демографическая ситуация в части естественного движения населения характеризовалась убылью населения, которая, по предварительным данным, составила - 2,9 промилле.

Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - указы) в 2023 году реализовывались 48 региональных проектов. По итогам 2023 года освоено 40,4 млрд. рублей бюджетных средств, или 95,6% к годовому плану, из них за счет средств федерального бюджета - 25,7 млрд. рублей, или 99,5%) к годовому плану, бюджета государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - 0,1 млрд. рублей, или 92,7% к годовому плану, бюджета Республики Башкортостан - 14,6 млрд. рублей, или 89,5% к годовому плану.

Для достижения намеченных целей социально-экономического развития, а также реализации указов Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Определить следующие приоритетные задачи по реализации стратегических направлений:

1.1. В рамках стратегического направления "Демография":

В целях достижения в 2024 году суммарного коэффициента рождаемости - не менее 1,537, доли граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов - на уровне 7,42%:

реализация Концепции "Город, дружественный семье и детям", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2021 года N 382, в целях присвоения почетного статуса "Город, дружественный семье и детям" не менее чем 1 городу;

реализация Концепции "Открытый роддом и заботливая женская консультация Республики Башкортостан" в целях охвата 30,0% организаций родовспоможения;

выполнение не менее 2193 циклов экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования;

предоставление не менее 7718 семьям, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума на ребенка, ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;

реализация проекта "Башкирское долголетие" с охватом не менее 450 тыс. людей старшего поколения;

выдача 1266 гражданам старшего поколения сертификатов на участие в познавательных программах, физкультурно-оздоровительных и досуговых мероприятиях;

завершение строительства корпуса для Республиканского геронтологического центра "Именлек";

обеспечение долговременным уходом не менее 800 граждан пожилого возраста и инвалидов;

заключение не менее 1 соглашения в год о создании объекта стационарного социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов (детей-инвалидов) с применением механизмов государственного-частного партнерства.

В целях доведения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 58,0%:

ввод в эксплуатацию не менее 5 объектов спорта, в том числе в рамках федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)";

реализация проектов "Сельский тренер", "Городской тренер" и "Здоровое поколение - сильный регион";

увеличение численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", до 145,0 тыс. человек.

1.2. В рамках стратегического направления "Здравоохранение":

В целях снижения общего коэффициента смертности до 14,0 случая на 1000 человек, смертности от болезней системы кровообращения - до 486,3 случая на 100 тыс. человек, смертности от новообразований, в том числе злокачественных, - до 172,4 случая на 100 тыс. человек, младенческой смертности - до не более 4,7 случая на 1000 родившихся живыми, роста ожидаемой продолжительности жизни при рождении - до 73,64 года:

обеспечение потребности республики в медицинских кадрах государственной системы здравоохранения до уровня 39,8 врача и 104,8 специалиста со средним профессиональным образованием на 10 тыс. населения;

окончание строительства и ввод в эксплуатацию поликлиники в с. Кушнаренково Кушнаренковского района;

обеспечение начала строительства поликлиники в с. Аскарово Абзелиловского района, центральной районной больницы в с. Аскино Аскинского района, поликлиник в с. Бакалы Бакалинского района, в г. Благовещенске Благовещенского района, в г. Учалы и в г. Янауле;

капитальный ремонт 9 объектов здравоохранения;

приобретение 131 быстровозводимой модульной конструкции (107 фельдшерско-акушерских пунктов, 1 участковой больницы, 19 врачебных амбулаторий, 4 офисов врача общей практики);

приобретение 1 аппарата компьютерной томографии;

приобретение и установка 10 стационарных цифровых рентгеновских аппаратов;

приобретение и установка 7 рентгеновских цифровых аппаратов для флюорографии;

приобретение и установка 6 маммографических рентгеновских аппаратов;

приобретение 47 аппаратов УЗИ и 14 эндоскопов и эндоскопических систем.

1.3. В рамках стратегического направления "Образование":

В целях обеспечения доступности и совершенствования системы образования, а также повышения уровня образования до 74,27% и доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 80,03%:

обеспечение реализации мер по сохранению 100% доступности дошкольного образования;

введение в эксплуатацию 10 школ на 9750 ученических мест, в том числе 2 совмещенных объектов (школа с детским садом) на 1280 ученических и 160 дошкольных мест;

создание 2 полилингвальных школ;

проведение комплексного капитального ремонта и оснащение 6 зданий школ в рамках федеральной программы по капитальному ремонту и оснащению общеобразовательных организаций;

создание 3 образовательно-производственных кластеров и 3 образовательных кластеров;

открытие центра опережающей профессиональной подготовки;

создание 5 модулей (быстровозводимых конструкций) для организации летнего отдыха детей на базе 3 загородных лагерей;

проведение капитального ремонта объектов инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления (в части капитального ремонта пищеблоков и медицинских блоков) ДОЛ "Орленок" (Стерлибашевский район);

оснащение 39 школ оборудованием для внедрения цифровой образовательной среды;

создание 73 центров "Точка роста";

создание 3630 новых мест дополнительного образования детей;

создание 2 IT-кубов;

создание 3 детских технопарков "Кванториум";

открытие государственного автономного общеобразовательного учреждения Образовательный центр "Йондоз";

проведение реновации 15 стоматологических кабинетов (открытых до внедрения модуля "Здоровая улыбка");

предоставление на конкурсной основе 150 грантов молодым учителям, работающим в сельской местности.

В целях увеличения количества граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность, до 427,0 тыс. человек:

создание 10 "Добро.Центров" в муниципальных образованиях Республики Башкортостан;

внедрение стандарта муниципальной модели реализации молодежной политики в Республике Башкортостан;

создание не менее 2 молодежных пространств "Иэшлек House" в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.

1.4. В рамках стратегического направления "Культура":

В целях доведения в 2024 году числа посещений культурных мероприятий до 104,0 млн. посещений:

строительство 2, реконструкция и капитальный ремонт 16 объектов культуры;

оказание государственной поддержки 2 любительским творческим коллективам, 16 некоммерческим организациям для реализации социально значимых проектов (программ) в сфере культуры и искусства, а также 86 творческим инициативам и проектам сельских учреждений культуры и их работников;

оснащение современным оборудованием 25 организаций культуры;

повышение квалификации 1162 специалистов в сфере культуры;

оцифровка не менее 120 книжных памятников для включения их в Национальную электронную библиотеку;

организация 4 культурно-образовательных программ для 10 тыс. школьников;

создание 8 виртуальных концертных залов, не менее 1 мультимедиагида по музейным коллекциям, позиционирование республики на федеральном портале "Культура.РФ" путем организации около 7500 онлайн-трансляций культурных мероприятий;

начало строительно-монтажных работ по проекту создания Евразийского музея кочевых цивилизаций;

начало работ по капитальному ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Салавату Юлаеву" с благоустройством территории площади.

1.5. В рамках стратегического направления "Жилье и городская среда":

В целях обеспечения улучшения жилищных условий не менее 129,6 тыс. семей, обеспечения жильем граждан, проживающих в республике, в объеме не менее 30,2 кв. м на 1 человека в среднем:

обеспечение ввода жилья на территории Республики Башкортостан в объеме не менее 3,3 млн. кв. м;

реализация программы "Стимул" и обеспечение строительства 9 объектов с достижением планового значения показателя в объеме 1,18 млн. кв. м жилья;

оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий порядка 5,5 тыс. граждан;

запуск комплексной программы индивидуального жилищного строительства "Башкирский домик";

реализация 16 проектов комплексного развития территорий;

формирование новой адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на период 2024 - 2030 годов;

газификация и догазификация не менее 2000 домовладений льготных категорий граждан.

В целях достижения качества городской среды (прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году) на уровне не менее 22,0%, доли городов Республики Башкортостан с благоприятной городской средой - на уровне не менее 67%:

завершение 5 проектов, победивших во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях 2022 года;

реализация 2 проектов - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях 2023 года;

реализация мероприятий по благоустройству 123 общественных территорий (набережных, центральных площадей, парков), предусмотренных государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды Республики Башкортостан;

проведение электронного голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2025 году;

выполнение в рамках региональной программы "Модернизация коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы" капитального ремонта 106 км инженерных сетей в городских округах и городских поселениях республики;

завершение 9 проектов в рамках мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда национального благосостояния;

реализация 2 мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, источником финансирования которых являются специальные казначейские кредиты, в городах Уфе и Нефтекамске.

В целях достижения доли населения Республики Башкортостан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, на уровне не менее 90,9%, доли городского населения Республики Башкортостан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, - на уровне не менее 99,6% - реализация мероприятий по строительству (реконструкции) 6 объектов питьевого водоснабжения (в рамках регионального проекта "Чистая вода").

1.6. В рамках стратегического направления "Экология":

В целях доведения доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, до 5,8%, доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), - до 46,1%, доли твердых коммунальных отходов, направленных на захоронение, - до 94,2%, улучшения качества жизни 468 тыс. человек, обеспечения протяженности расчищенных участков русел рек до 36,94 км:

ввод в эксплуатацию 3 мусоросортировочных комплексов в Баймакском, Белебеевском и Кигинском районах Республики Башкортостан;

обеспечение ликвидации несанкционированных свалок в черте городов Стерлитамак и Кумертау;

завершение работ по очистке русла реки Дема на участке от д. Новомихайловка до д. Нижегородка Республики Башкортостан.

В целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия:

проведение лесовосстановительных работ на площади не менее 15,2 тыс. га;

обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении не менее 100,0%.

1.7. В рамках стратегического направления "Безопасные качественные автомобильные дороги":

В целях обеспечения достижения доли протяженности автомобильных дорог Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, не менее 57,6% в 2024 году:

обеспечение ремонта дорожной сети Республики Башкортостан - не менее 1000 км;

обеспечение объема ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения - не менее 55 км;

обеспечение ремонта не менее 566 пог. м мостов и ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции не менее 100 пог. м мостов.

1.8. В рамках стратегического направления "Производительность труда":

В целях реализации не менее 22 проектов по повышению производительности труда по направлению "Бережливое производство" с помощью созданной региональной инфраструктуры обеспечения повышения производительности труда:

вовлечение в национальный проект "Производительность труда" через получение адресной поддержки не менее 16 новых предприятий;

обеспечение участия не менее 15 руководителей предприятий - участников национального проекта "Производительность труда" в программе обучения управленческих кадров "Лидеры производительности";

обеспечение обучения Региональным центром компетенций в сфере производительности труда Республики Башкортостан не менее 177 сотрудников предприятий инструментам повышения производительности труда;

обеспечение обучения на "Фабрике процессов" не менее 180 сотрудников предприятий - участников национального проекта "Производительность труда";

проведение регионального этапа конкурса лучших практик наставничества.

1.9. В рамках стратегического направления "Цифровая экономика": В целях цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы:

обеспечение предоставления федеральных и региональных мер поддержки в объеме не менее 50 млн. рублей республиканским ИТ-компаниям;

обеспечение доступа к сети Интернет 48 населенных пунктов в рамках программы устранения цифрового неравенства;

установка базовых станций стандарта 4G в не менее 50 населенных пунктах с численностью от 100 до 500 человек для обеспечения услугами сотовой связи и мобильным доступом к сети Интернет;

достижение значения показателя "Цифровая зрелость" органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений" - 76,5%;

развитие сквозной цифровой экосистемы сервисов на Едином портале Республики Башкортостан в сфере бизнеса и инвестиций как единой точки сбора и отработки обращений предпринимателей и инвесторов в рамках реализации направления "ЦУР. Бизнес".

1.10. В рамках стратегического направления "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы":

В целях обеспечения увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 573,0 тыс. человек, количества субъектов малого и среднего предпринимательства - до 140,0 тыс. единиц, сохранения численности самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в количестве не менее 46,9 тыс. человек:

рост на 15% количества получателей услуг Центра "Мой бизнес";

обеспечение увеличения количества вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства более чем на 15%;

предоставление поручительства (гарантии) субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 2,8 млрд. рублей и обеспечение льготного доступа к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций не менее 500 субъектам малого и среднего предпринимательства.

1.11. В рамках стратегического направления "Международная кооперация и экспорт":

В целях достижения в 2024 году объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 3,8 млрд. долларов США:

разработка и утверждение стратегии развития внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан до 2030 года;

разработка и утверждение стратегии развития конгрессно-выставочной деятельности Республики Башкортостан до 2030 года;

реализация и внедрение Регионального экспортного стандарта 2.0 в Республике Башкортостан;

содействие предприятиям в выходе на новые рынки при осуществлении экспортной деятельности (участие в международных конгрессно-выставочных мероприятиях, бизнес-миссиях);

развитие и укрепление сотрудничества Республики Башкортостан со странами СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС;

организация не менее 5 визитов официальных делегаций Республики Башкортостан, в том числе в Китай, Узбекистан и Малайзию;

проведение крупных мероприятий на территории Республики Башкортостан: XX Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, XII Международного форума "Россия - спортивная держава", Всероссийского инвестиционного сабантуя "Зауралье - 2024", Общероссийского юридического форума, Международной недели бизнеса;

участие с выставочным стендом в работе следующих мероприятий: Международный экономический саммит "Россия - Исламский мир: KazanSummit", Петербургский международный экономический форум, Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ - 2024", Международный форум и выставка "Транспорт России", XI Форум регионов России и Беларуси, Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ. Центральная Азия" и других;

проведение регионального этапа конкурса "Экспортер года" и участие республиканских предприятий в окружном и российском этапах конкурса "Экспортер года";

заключение экспортных контрактов не менее чем 20 субъектами малого и среднего предпринимательства, ранее не осуществлявшими экспортную деятельность.

1.12. В рамках стратегического направления "Туризм и индустрия гостеприимства":

В целях обеспечения увеличения туристского потока в Республику Башкортостан в 2024 году до 2,32 млн. поездок и увеличения числа ночевок в коллективных средствах размещения до 5,9 млн. единиц:

увеличение номерного фонда в модульных некапитальных средствах размещения на 600 единиц;

увеличение объема платных услуг населению в сфере туризма до 18 млрд. рублей;

государственная поддержка общественных и предпринимательских инициатив в сфере туризма для реализации не менее 40 инвестиционных проектов;

обеспечение развития геопарков "Янган-Тау" и "Торатау", в том числе открытие в 2024 году Историко-мемориального парка "Салауат ере" и этнокомплекса "Торатау";

подача в Минэкономразвития России заявки на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Урал";

реализация новой программы студенческого туризма.

2. Определить следующие приоритетные задачи в области социально-экономического развития Республики Башкортостан:

2.1. В целях достижения темпов роста реального среднедушевого дохода населения (к 2020 году) - не менее 106,0%, реальной среднемесячной заработной платы (к 2020 году) - не менее 103,6% и снижения уровня бедности до 9,1%, уровня безработицы по методологии МОТ - не более 3,9%:

комплексная модернизация всех центров занятости населения Республики Башкортостан;

трудоустройство на предприятия республики ежегодно до 500 человек, работающих вахтовым методом, в рамках проекта "Башкирская вахта";

индексация заработной платы работников организаций реального сектора экономики;

реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Башкортостан, с целью обеспечения занятостью не менее 1,7 тыс. граждан;

обеспечение сохранения установленных соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

обеспечение повышения размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных учреждений Республики Башкортостан в 1,185 раза.

2.2. В целях обеспечения поддержки участников специальной военной операции и их семей:

В рамках реализации распоряжения Главы Республики Башкортостан от 11 октября 2022 года N РГ-415 "О Плане мероприятий по оказанию содействия участникам специальной военной операции из Республики Башкортостан и членам их семей" (с последующими изменениями):

обеспечение предоставления компенсации стоимости обучения детей участников специальной военной операции в профессиональных образовательных организациях при образовательных организациях высшего образования и частных профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории республики;

оказание социальных услуг на дому, в стационарной и полустационарной формах участникам специальной военной операции, получившим инвалидность вследствие ранения или контузии (инвалидам боевых действий), бесплатно;

обеспечение в приоритетном порядке участников специальной военной операции сертификатами на реабилитацию за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

обеспечение размещения и лечения участников специальной военной операции как в санаторно-курортных организациях Республики Башкортостан, так и в санаториях, находящихся в частной собственности;

освобождение участников специальной военной операции или одного из членов семьи от уплаты транспортного налога за 2024 год на одно транспортное средство.

2.3. В целях достижения в 2024 году индекса промышленного производства - не менее 103,9%:

заключение не менее 1 специального инвестиционного контракта в области промышленности и энергетики;

обеспечение поддержки не менее 20 промышленных предприятий путем предоставления льготных займов некоммерческой организацией "Фонд развития промышленности Республики Башкортостан" и привлечение федерального финансирования;

создание не менее 1 нового промышленного технопарка;

создание не менее 3 межрегиональных кластеров с участием предприятий из субъектов Российской Федерации;

предоставление государственной поддержки не менее чем 35 предприятиям легкой промышленности и не менее чем 26 предприятиям лесопромышленного комплекса;

предоставление государственной поддержки не менее чем 5 производителям детских товаров;

предоставление государственной поддержки не менее чем 9 производителям технических средств реабилитации и реабилитационного оборудования;

ввод не менее 70 объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта в рамках соглашения между Правительством Республики Башкортостан и Министерством энергетики Российской Федерации;

ввод не менее 13 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в рамках соглашения между Правительством Республики Башкортостан и Министерством энергетики Российской Федерации;

осуществление системной работы с вертикально интегрированными компаниями и государственными корпорациями по вопросам взаимодействия действующих на территории республики предприятий и компаний с Республикой Башкортостан.

2.4. В целях достижения в 2024 году индекса производства продукции сельского хозяйства - не менее 108,7%:

производство зерновых и зернобобовых культур не менее 4 млн. тонн;

ввод в оборот 35,97 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения;

увеличение внесения минеральных удобрений до 33,6 кг действующего вещества;

обеспечение благоприятной эпизоотической ситуации;

строительство современных молочных комплексов и производство более 780 тыс. тонн товарного молока;

обеспечение роста объемов экспорта продукции агропромышленного комплекса к уровню 2023 года в сопоставимых ценах не ниже чем на 4%.

В целях обеспечения продовольственной безопасности Республики Башкортостан - наращивание производства пищевых продуктов и напитков до 170 млрд. рублей.

2.5. В целях дальнейшего развития потребительского рынка республики и достижения в 2024 году темпов роста оборота розничной торговли - не менее 103,5%, оборота оптовой торговли - не менее 107,0%, оборота общественного питания - не менее 102,5% к уровню 2023 года:

обеспечение экономической и физической доступности продовольствия, в том числе за счет развития малых форматов торговли и увеличения количества нестационарных торговых объектов до 24 объектов на 10 тыс. населения;

реализация не менее 2 инвестиционных проектов в сфере торговли и складской логистики;

обеспечение реализации проектов по строительству 450 новых объектов и модернизации 450 действующих объектов придорожного сервиса на территории Республики Башкортостан;

увеличение количества участников проекта "Продукт Башкортостана" на 10% к уровню 2023 года;

повышение качества организации питания в учреждениях социальной сферы путем проведения 700 оценок исполнения контрактов, заключенных в целях организации питания.

2.6. В области инвестиционного развития и формирования благоприятной среды для ведения бизнеса:

В целях достижения в 2024 году темпа (индекса) роста физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета (2020 год - базовое значение), не ниже 111,7% к уровню 2020 года:

внедрение в Республике Башкортостан лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и обеспечение устойчивой позиции Республики Башкортостан в топ-3 регионов-лидеров;

реализация мер по снижению административных барьеров для бизнеса в рамках развития института оценки регулирующего воздействия на региональном и муниципальном уровнях и обеспечение лидирующего положения Республики Башкортостан в соответствующем рейтинге среди субъектов Российской Федерации;

реализация в Республике Башкортостан системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт");

включение в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан не менее 40 проектов;

привлечение не менее 100 перспективных инвестиционных проектов в Республику Башкортостан в рамках проведения адресной работы с потенциальными инвесторами;

вхождение в пятерку лидеров в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства;

заключение пилотного офсетного контракта в рамках мер, направленных на внедрение механизма офсетных контрактов в Республике Башкортостан;

заключение не менее 10 концессионных соглашений в областях здравоохранения, образования, спорта и транспорта;

обеспечение сбора сведений об инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, не вошедших в выборочную совокупность и подавших сведения в инициативном порядке.

В целях улучшения инвестиционного и делового климата, территориального развития, а также повышения уровня социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан:

привлечение не менее 6 новых резидентов ОЭЗ ППТ "Алга";

завершение строительно-монтажных работ по объектам инженерной и транспортной инфраструктур площадок N 1 и N 3;

начало строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктур площадки N 4, объектов электроснабжения для площадок N 3 и N 4;

проектирование и начало строительства объектов инфраструктуры, обеспечивающих увеличение существующих мощностей площадки N 5;

обеспечение подачи в Минэкономразвития России заявки на увеличение площади ОЭЗ ППТ "Алга" за счет дополнительных земельных участков, расположенных в Уфимском районе и в г. Салавате;

привлечение не менее 13 резидентов на созданные ТОР совместно с администрациями моногородов;

разработка проектов законов Республики Башкортостан, устанавливающих льготы для инвесторов, осуществляющих деятельность на территории г. Агидели.

2.7. В сфере бюджетных инвестиций:

организация работы по обеспечению освоения не менее 95,0% средств, выделенных на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы;

сокращение не менее чем на 30,0% количества объектов незавершенного строительства, в том числе за счет соблюдения нормативных сроков строительства объектов и технологии производства строительно-монтажных работ, своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства;

введение инфраструктурного планирования проектов, планируемых к реализации с использованием механизма государственно-частного партнерства.

2.8. В сфере территориального развития:

В целях стимулирования деловой активности органов местного самоуправления Республики Башкортостан, выявления, поощрения и распространения примеров лучшей практики деятельности по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения:

проведение республиканского конкурса "Лучшее муниципальное образование Республики Башкортостан" и определение по его итогам 30 победителей;

актуализация стандарта деятельности органов местного самоуправления по развитию предпринимательства в муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан.

В целях обеспечения экономического роста, благоприятных условий для активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, модернизации действующих и создания новых производственных мощностей предприятий и дальнейшего повышения качества жизни населения Республики Башкортостан:

утверждение Стратегии социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации;

разработка планов мероприятий ("дорожных карт") по инфраструктурному развитию Белорецкого и Уфимского районов и г. Стерлитамака.

2.9. В сфере государственного и муниципального управления:

В целях сохранения сбалансированности бюджетной системы, качества управления региональными финансами не ниже надлежащего и позиции Республики Башкортостан как заемщика с высоким уровнем долговой устойчивости:

реализация комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2022 года N 926-р, достижение утвержденных индикаторов ожидаемых результатов с обеспечением дополнительных доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в сумме не менее 6,6 млрд. рублей;

выявление резервов доходного потенциала консолидированного бюджета Республики Башкортостан в рамках работы Межведомственной комиссии по вопросам увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан;

снижение дебиторской задолженности по платежам в бюджеты, пеням и штрафам по ним, в том числе в рамках деятельности муниципальных межведомственных комиссий по вопросам легализации объектов налогообложения и погашения налоговой задолженности;

соблюдение в полном объеме условий соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан;

выполнение условий и соблюдение предельных значений, установленных соглашениями, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации при реструктуризации бюджетных кредитов;

привлечение заемных средств в целях обеспечения сбалансированности бюджета (с учетом принятых ограничений по общему и рыночному государственному долгу) и реализации инфраструктурных проектов при сохранении долговой и финансовой устойчивости бюджетной системы Республики Башкортостан;

реализация планов мероприятий ("дорожных карт") по оптимизации бюджетных расходов, сокращению нерезультативных расходов, увеличению доходов за счет имеющихся резервов в рамках плана оздоровления региональных финансов Республики Башкортостан, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 октября 2018 года N 936-р;

повышение открытости бюджетных данных, формирование и размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации с сохранением позиции Республики Башкортостан в группе регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных;

повышение эффективности оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом, увеличения объемов неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан от сдачи в аренду государственного имущества и доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, в 2024 году:

обеспечение роста на 10% поступлений в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования и продажи государственного имущества;

выдача не менее 60 земельных участков по программе импортозамещения в целях реализации инвестиционных проектов и организации производств;

наполнение на постоянной основе сервисов публичной кадастровой карты "Земля для стройки" и "Земля для туризма" земельными участками, имеющими потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства и для туристской деятельности;

проведение мероприятий в рамках реализации ФГИС "Национальная система пространственных данных";

снижение на 20% суммы задолженности по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан;

завершение работы по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий;

внесение в АИС "Имущество" объектов, находящихся в муниципальной собственности.

В целях повышения общего уровня правопорядка и комплексной безопасности за счет эффективной координации деятельности сил и служб:

снижение смертности при пожарах, на водных объектах и в чрезвычайных ситуациях;

завершение модернизации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Республики Башкортостан;

повышение готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых.

2.10. В целях подготовки празднования 450-летия основания г. Уфы в 2024 году:

обеспечение ввода в эксплуатацию масштабных социально значимых объектов: Центра фехтования в Ленинском районе г. Уфы, международного Центра спортивной борьбы в Октябрьском районе г. Уфы;

организация масштабных культурных мероприятий, в том числе международного фестиваля балетного искусства им. Р.Нуреева, театрального фестиваля "Туганлык", гастролей ведущих российских театров: Национального драматического театра России (Александрийский театр), Московского художественного театра имени А.П.Чехова, государственного академического центрального театра кукол им. С.В.Образцова;

сохранение и восстановление архитектурного облика столицы Башкортостана.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.

 

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

А.Г.НАЗАРОВ

 

 

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2024 N 148