Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25.04.2024 N 174
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2024 г. N 174
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2024 - 2028 ГОДЫ
В целях обеспечения торговым и бытовым обслуживанием отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Республики Башкортостан, развития современных форматов торговли, содействия привлечению инвестиций в развитие потребительского рынка и расширения сферы услуг на территории Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития мобильной торговли на территории Республики Башкортостан на 2024 - 2028 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан Муратова Р.Х.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 25 апреля 2024 г. N 174
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2024 - 2028 ГОДЫ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Целями Концепции развития мобильной торговли на территории Республики Башкортостан на 2024 - 2028 годы являются формирование комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности в сфере социально-экономического развития торговой отрасли, обеспечение торговым и бытовым обслуживанием отдаленных и труднодоступных населенных пунктов Республики Башкортостан, развитие современных форматов торговли на потребительском рынке за счет создания и развития парка современных мобильных торговых объектов, содействие продвижению республиканских товаров и услуг на внутреннем рынке и обеспечению занятости населения за счет создания новых рабочих мест.
В рамках настоящей Концепции под объектом мобильной торговли понимается нестационарный/торговый объект, представляющий собой специализированный автомагазин, автолавку или иное специально оборудованное транспортное средство для осуществления розничной торговли, предоставления бытовых услуг или организации общественного питания.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) формирование администрациями городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан плановых показателей по количеству объектов мобильной торговли на основе анализа текущего состояния и перспектив развития потребительского рынка на конкретных территориях;
2) разработка единых стандартов и типов объектов мобильной торговли с учетом области их применения;
3) формирование реестра мест под размещение объектов мобильной торговли;
4) создание благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций для развития мобильной торговли;
5) строительство современного производства мобильных торговых объектов на территории Республики Башкортостан;
6) повышение качества обслуживания пользователей мобильных торговых объектов;
7) создание правовой базы, способствующей привлечению в развитие мобильной торговли субъектов малого и среднего предпринимательства;
8) содействие переводу стихийно созданных объектов мобильной торговли в правовое поле.
Масштабность обозначенных целей и специфика задач предопределяют необходимость комплексного подхода к их достижению и решению.
Мобильная торговля - мелкорозничный формат, который играет важную роль в обеспечении товарами первой необходимости населения, проживающего в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах, при этом подходит и для условий города с его дефицитом пространства, объективно меняющимися планами развития территорий. Важное значение мобильная торговля имеет для проведения массовых мероприятий, так как она является постоянно действующей инфраструктурой по реализации продовольствия, которая может быть быстро передислоцирована и развернута в любом месте, где это будет необходимо. Развитие мобильной торговли позитивно отразится и на потребителях, и на производителях, которые получат дополнительные возможности сбыта своей продукции, выступит своеобразным драйвером роста занятости населения в сельской местности, а также предполагает, помимо развития торговли и услуг, развитие и смежных отраслей экономики, малых предприятий сервиса, сопутствующих услуг и производства.
За счет развития технологии производства и сборки мобильных торговых объектов их спектр применения значительно расширится. В частности, планируется активно размещать такие объекты, как мобильные гостиницы, объекты общественного питания, шиномонтажа, глэмпинга для развития придорожного сервиса и туристической индустрии.
2. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
ОБЪЕКТОВ МОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный закон "О защите конкуренции";
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации";
Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
Закон Республики Башкортостан "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан";
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 октября 2021 года N 511 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Республики Башкортостан схем размещения нестационарных торговых объектов".
3. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МОБИЛЬНОЙ
ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В Республике Башкортостан насчитывается более 4,5 тыс. населенных пунктов, более 40% населения проживает в сельской местности. В 1,8 тыс. населенных пунктов отсутствуют стационарные объекты торговли и бытового обслуживания: в этих населенных пунктах проживает более 100 тыс. человек, торговое и бытовое обслуживание для них доступно только при помощи мобильных торговых объектов, так как размещение стационарных объектов торговли из-за небольшого числа жителей для предпринимателей нерентабельно.
Всего на территории Республики Башкортостан функционируют 389 объектов мобильной торговли, из которых 265 - автолавки. Общая протяженность маршрутов для торгово-сервисного обеспечения отдаленных населенных пунктов составляет не менее 15 тыс. километров, при этом необходимо не менее 300 автолавок. Современные мобильные торговые объекты стали занимать весомую долю в составе нестационарных торговых объектов, работающих на потребительском рынке, для обеспечения товарами первой необходимости жителей труднодоступных населенных пунктов, а также в сфере общественного питания. Всего на территории Республики Башкортостан размещается 6871 нестационарный торговый объект, и доля в них мобильных торговых объектов составляет порядка 5,6%.
Обозначенные показатели, а также географическое положение республики свидетельствуют о необходимости развития современной мобильной торговли как для решения социальной задачи обеспечения отдаленных труднодоступных населенных пунктов, так и для удовлетворения потребностей населения и бизнеса в современных форматах торговли, для развития потребительского рынка в целом.
Следует отметить, что малоформатная торговля, частью которой является мобильная торговля, формирует ключевой канал сбыта локальной продукции, через который реализуется до 80% товаров производителей Республики Башкортостан.
4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, СДЕРЖИВАЮЩИЕ
РАЗВИТИЕ МОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Основные недостатки существующего состояния объектов мобильной торговли связаны с отсутствием условий для системного и прогнозируемого развития, предусматривающего наличие удобного механизма прохождения предпринимателем всех необходимых процедур, связанных с приобретением и размещением объектов мобильной торговли, а также эффективных мер государственной поддержки.
Среди основных причин, сдерживающих развитие мобильной торговли на территории региона, следует выделить следующие:
необходимость значительных первичных затрат предпринимателей на приобретение мобильных торговых объектов;
бессистемность практики предоставления мест под размещение объектов мобильной торговли органами местного самоуправления Республики Башкортостан, длительность процедур, связанная с согласованиями и проведением конкурсных процедур.
Отсутствие простого и понятного доступа предпринимателей к местам для размещения объектов мобильной торговли блокирует интенсивное развитие данного сегмента отрасли.
Следствием отсутствия системного подхода к развитию мобильной торговли в республике стала ситуация, когда существующие мобильные торговые объекты не образуют упорядоченной системы, возникают хаотично, не регламентированы по составу и качеству оказываемых на их территории услуг, зачастую размещаются незаконно.
5. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Современные мобильные торговые объекты предназначены для ведения деятельности в тех местах, где размещение стационарных объектов торговли невозможно по причинам слишком высоких затрат на возведение, нерентабельности размещения, проблем с подведением коммуникаций.
В настоящее время в целях развития мобильной торговли в Республике Башкортостан необходимо принятие целого комплекса мер:
систематизация размещения мобильных объектов;
оптимизация процедур формирования и предоставления мест под размещение мобильных торговых объектов;
реализация механизма предоставления услуги на размещение мобильного торгового объекта в электронном виде;
оказание государственной поддержки при приобретении и размещении объектов мобильной торговли.
Для систематизации размещения мобильных объектов администрациям городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан необходимо предусмотреть в схемах размещения нестационарных торговых объектов муниципальных образований места под размещение мобильных торговых объектов и маршруты их движения при необходимости.
При планировании размещения мобильных торговых объектов, в особенности в отдаленных труднодоступных населенных пунктах, должны быть учтены различные факторы:
количество отдаленных труднодоступных населенных пунктов;
количество населения отдаленных труднодоступных населенных пунктов;
количество населения крупных городов.
Основными принципами формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов являются следующие:
эффективное удовлетворение потребностей жителей республики в торговом обслуживании;
обеспечение сбалансированного развития всех видов мобильных торговых объектов.
Необходима разработка пакета проектных решений для всех видов объектов мобильной торговли. Проекты будут предусматривать использование единого стилистического решения, в соответствии с принятым дизайн-кодом муниципального образования Республики Башкортостан.
Также необходимо провести мониторинг состояния действующих объектов мобильной торговли и подготовить рекомендации о необходимости модернизации или приведения данных объектов в соответствие с современными стандартами.
Одним из ключевых условий развития сети мобильных торговых объектов является создание простого механизма взаимодействия государства и предпринимателей, обеспечивающего публичный (открытый) и простой порядок размещения данных объектов.
Указанный порядок должен минимизировать для предпринимателя количество межведомственных согласований как при планировании хозяйственной деятельности, так и при эксплуатации объектов мобильной торговли.
В целях сокращения административных барьеров должен быть создан специальный порядок размещения мобильных торговых объектов без проведения торгов, а также обеспечено предоставление данной услуги в электронном виде.
В целях решения вопроса привлечения частных инвестиций в сферу мобильной торговли необходимо оказание предпринимателям мер государственной поддержки, основными из которых являются:
льготные условия предоставления мест под размещение объектов мобильной торговли (предоставление мест без проведения торгов);
предоставление субсидий на возмещение части затрат на приобретение объектов мобильной торговли;
предоставление льготного кредитования и гарантийных обязательств по кредитам.
6. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ МОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
В целях реализации настоящей Концепции к основным типам объектов мобильной торговли относятся следующие:
передвижная цистерна - специализированный автомобиль-цистерна или прицеп/полуприцеп-цистерна, предназначенный для выездной розничной торговли жидкими пищевыми продуктами (квасом, молоком и прочее);
мобильный пункт быстрого питания - передвижное сооружение (автокафе), специализирующееся на продаже изделий из полуфабрикатов высокой степени готовности в потребительской упаковке, обеспечивающей термическую обработку пищевого продукта;
автомагазин (автолавка) - специализированное транспортное средство, оборудованное для осуществления розничной торговли продуктами питания и промышленными товарами;
мобильный пункт бытовых услуг - передвижной пункт бытового обслуживания для оказания производственных и непроизводственных (социально-культурных) услуг.
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ МОБИЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Расположение объектов мобильной торговли должно быть удобно для покупателей и обеспечивать их безопасность.
Объекты мобильной торговли должны быть оборудованы в соответствии с требованиями пожарной безопасности и санитарными нормами.
Объекты мобильной торговли не должны мешать движению пешеходов и автотранспорта, а также создавать помехи для доступа к другим зданиям и сооружениям.
При размещении объектов мобильной торговли возле жилых домов необходимо соблюдать нормы по уровню шума и загрязнению воздуха.
Уборку и вывоз мусора с территорий, прилегающих к объектам мобильной торговли, следует осуществлять регулярно и своевременно.
Необходимо обеспечить наличие освещения и информационных табличек на торговых точках.
Объекты мобильной торговли должны иметь возможность подключения к инженерным сетям (электричество, водоснабжение, канализация).
Торговые точки должны быть оформлены в едином стиле, который соответствует требованиям, содержащимся в правилах благоустройства территории городского округа или муниципального образования Республики Башкортостан, иных нормативных правовых актах, регулирующих внешний вид нестационарного торгового объекта.
Не допускается размещение мобильных торговых объектов на расстоянии менее 20 метров от мест сбора мусора и пищевых отходов, дворовых уборных, выгребных ям.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Ключевыми результатами реализации настоящей Концепции в 2024 - 2028 годах должны стать следующие:
а) развитие и систематизация объектов мобильной торговли, размещение 400 объектов мобильной торговли по годам:
в 2024 году - 25 объектов;
в 2025 году - 50 объектов;
в 2026 году - 80 объектов;
в 2027 году - 115 объектов;
в 2028 году - 130 объектов;
б) формирование реестра мест размещения объектов мобильной торговли;
в) приведение объектов мобильной торговли к унификации, разработка стандартных типовых решений;
г) увеличение доступности товаров и услуг для населения, так как мобильная торговля позволяет приблизить магазины к потребителю, что делает товары и услуги более доступными;
д) приведение объектов мобильной торговли в соответствие с нормативными требованиями в части пожарной безопасности и санитарными нормами;
е) создание дополнительных рабочих мест, особенно в районах с низким уровнем занятости населения;
ж) совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия в вопросах предоставления земельных участков и согласования размещения объектов мобильной торговли;
з) развитие деятельности местных производителей - субъектов малого и среднего предпринимательства.