Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16.04.2025 N 176
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2025 г. N 176
Об итогах социально-экономического развития Республики
Башкортостан В 2024 году и о приоритетных задачах
на 2025 год
Республика Башкортостан традиционно по основным макроэкономическим показателям входит в число регионов-лидеров Российской Федерации.
В 2024 году социально-экономическое положение Республики Башкортостан характеризовалось ростом промышленного производства, сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, объема строительных работ, ввода в действие жилых домов, оборота розничной торговли, увеличением номинальной и реальной заработной платы и снижением безработицы.
Республика Башкортостан является лидером среди субъектов России по выпуску кальцинированной и пищевой соды, негашеной извести, силикагелей, прицепов и полуприцепов (технически допустимой массой от 3,5 до 10 тонн), надувных прогулочных и спортивных судов, стекла листового термически полированного, светильников электрических, проволоки скрученной и холоднотянутой из нелегированной стали; занимает 2-е место по производству топлива дизельного, автомобильного бензина, ксилола, стирола, бензола, плит древесно-стружечных, двигателей гидравлических и пневматических, промышленных печей и камер; 3-е место - по производству этилена, пластмасс и каучуков синтетических в первичных формах, автобусов, грузовых вертолетов, материалов рулонных кровельных и гидроизоляционных.
Индекс промышленного производства Республики Башкортостан составил 105,4% при среднероссийском темпе 104,6%. Основной рост обеспечен в обрабатывающих производствах, нарастивших выпуск на 8,1% к уровню 2023 года.
Валовая продукция сельского хозяйства составила 251,7 млрд. рублей, или 100,8% к уровню 2023 года (в Российской Федерации - 96,8%).
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 481,1 млрд. рублей, что выше уровня 2023 года на 8,2% (в Российской Федерации - 102,4%). Объем ввода в действие жилых домов составил 3348,2 тыс. кв. м, или 101,0% к уровню 2023 года (в Российской Федерации - 97,6%).
Количество семей, улучшивших жилищные условия в 2024 году, составило 122,0 тыс. семей. По данному показателю республика занимает 6-е место в Российской Федерации и лидирует в Приволжском федеральном округе.
В 2024 году заключено 12 договоров о комплексном развитии территорий с градостроительным потенциалом 0,86 млн. кв. м.
Государственная поддержка в улучшении жилищных условий оказана 7,3 тыс. гражданам льготной категории в объеме 3,75 млрд. рублей.
Переселено более 1,12 тыс. человек из 18,2 тыс. кв. м аварийного жилья.
В 2024 году введены в эксплуатацию 4 школы на 1577 мест.
В рамках федеральной программы по капитальному ремонту и оснащению школ "Модернизация школьных систем образования" отремонтированы 6 зданий школ однолетнего цикла, в 25 зданиях двухлетнего цикла работы продолжаются.
Открыты 73 центра образования "Точка роста", созданы 3 детских технопарка "Кванториум", 2 центра цифрового образования детей "IT-куб", внедрена цифровая образовательная среда в 39 школах, отремонтированы спортивные залы в 43 сельских школах, оснащены оборудованием и инвентарем 5 школьных спортивных площадок, созданы 3630 новых мест дополнительного образования детей в 18 организациях.
В 2024 году проведен капитальный ремонт 68 объектов здравоохранения, завершено строительство поликлиники в с. Кушнаренково, установлено 135 единиц быстровозводимых медицинских объектов (в том числе 111 фельдшерско-акушерских пунктов, 19 врачебных амбулаторий, 4 офиса врача общей практики, 1 участковая больница), приобретено 4109 единиц медицинского оборудования, 206 санитарных автомобилей.
Оборот розничной торговли по итогам 2024 года составил 1541,0 млрд. рублей, что на 12,3% выше уровня 2023 года. Оборот оптовой торговли составил 1931,0 млрд. рублей, или 106,9% к 2023 году, оборот общественного питания - 57,4 млрд. рублей, или 121,5%.
Объемы продаж через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в 2024 году составили 29,0 млрд. рублей и выросли на 37,2% в сравнении с 2023 годом.
Объем платных услуг населению по итогам 2024 года составил 365,3 млрд. рублей, или 104,7% к 2023 году, объем платных услуг на душу населения - 89,9 тыс. рублей.
Индекс потребительских цен по итогам 2024 года составил 108,9% к декабрю 2023 года.
По предварительным данным, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2024 году составил 783,8 млрд. рублей, что на 9,7% превысило уровень 2023 года (в Российской Федерации - на 7,4%).
На создание социальной и инженерной инфраструктур в рамках республиканской адресной инвестиционной программы в 2024 году направлено 29,9 млрд. рублей бюджетных инвестиций: за счет этих средств в прошедшем году введено в эксплуатацию 65 объектов капитального строительства.
В республике реализуются 64 проекта с применением механизма государственно-частного партнерства, сумма инвестиций составляет 104,2 млрд. рублей. В 2024 году на муниципальном уровне подписано 3 концессионных соглашения на сумму 455,6 млн. рублей.
В 2024 году в Республике Башкортостан на территориях опережающего развития (далее - ТОР) нарастающим итогом зарегистрировано 138 резидентов. За 2024 год в реестр резидентов ТОР включен 21 инвестор. Нарастающим итогом резидентами ТОР проинвестировано более 12,7 млрд. рублей и создано порядка 7,3 тыс. рабочих мест.
По итогам 2024 года в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алга" (далее - ОЭЗ ППТ "Алга") зарегистрированы 24 резидента с заявленным объемом инвестиций порядка 62,4 млрд. рублей и планируемыми к созданию более 3,1 тыс. рабочих мест.
По итогам 2024 года ОЭЗ ППТ "Алга" заняла 7-е место в VIII Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности особых экономических зон России и стала победителем в номинации "Стабильный рост".
По состоянию на 1 января 2025 года в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан включено нарастающим итогом 372 проекта с общим объемом инвестиций 883,4 млрд. рублей и созданием более 31,9 тыс. новых рабочих мест, в том числе в 2024 году включено 90 проектов с общим объемом инвестиций 100,6 млрд. рублей и созданием порядка 4,5 тыс. рабочих мест.
В 2024 году Республика Башкортостан улучшила свои позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, впервые заняв 3-е место.
По результатам внедрения Регионального инвестиционного стандарта республика также отмечена в числе регионов-лидеров.
В Республике Башкортостан на 1 января 2025 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) составило 141,8 тыс. единиц (104,3% к уровню 2023 года, в Российской Федерации - 103,8%), из них вновь созданных - 28,6 тыс. единиц.
Туристский поток по Республике Башкортостан в 2024 году, по оперативным данным, составил 1,9 млн. единиц. Платные услуги в сфере туризма оказаны населению на сумму 20,9 млрд. рублей с ростом на 28,7% к уровню 2023 года.
По предварительным данным, в 2024 году приведено в нормативное состояние 1220 км автомобильных дорог, введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции 60 км дорог, отремонтировано 595 пог. м мостов, построено и реконструировано 155 пог. м мостов.
В 2024 году выполнены 783 вида работ по капитальному ремонту в 719 многоквартирных домах, в том числе заменено 428 лифтов. Отремонтировано 119 подъездов в 39 многоквартирных домах на общую сумму 103,2 млн. рублей. Жилищные условия улучшили свыше 125 тыс. граждан.
Реализованы мероприятия по благоустройству 123 общественных территорий и 5 проектов - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
В рамках программы комплексного благоустройства дворовых территорий "Башкирские дворики" в 2024 году благоустроено 143 дворовые территории.
В рамках региональной программы благоустройства городских общественных территорий (городские парки и скверы) в 2024 году реализовано 10 проектов в г. Уфе.
Завершен первый этап реализации региональной программы Республики Башкортостан "Модернизация коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы". Проведены мероприятия по реконструкции и капитальному ремонту 21 объекта с общей суммой финансирования более 1,5 млрд. рублей.
По результатам 2024 года (нарастающим итогом) обустроено 37179 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных 90303 контейнерами. Достигнуто 99,5% оснащенности муниципальных образований Республики Башкортостан контейнерными площадками и 97,4% - контейнерами для накопления отходов.
В 2024 году ликвидировано 205 несанкционированных свалок, в том числе в рамках федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" 2 крупные свалки в черте городов Кумертау и Стерлитамака.
Завершены работы по очистке русла р. Демы на участке от д. Новомихайловка до д. Нижегородка Уфимского района Республики Башкортостан.
Работы по восстановлению лесов проведены на площади 16 тыс. га при вырубленных 13,5 тыс. га, обеспечено превышение площади восстановленных лесов к площади вырубленных в соотношении 118,4%. Ежегодно по площади высаженного леса республика занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе.
По итогам 2024 года исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам составило 368,7 млрд. рублей, по расходам - 385,0 млрд. рублей, дефицит - 16,3 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан составили 293,1 млрд. рублей с ростом к уровню 2023 года на 35,9 млрд. рублей, или на 14,0%.
Объем государственного долга Республики Башкортостан по итогам 2024 года составил 67,3 млрд. рублей и увеличился к уровню 2023 года на 14,5%, или 8,5 млрд. рублей. Долговая нагрузка выросла с 29,2% до 30,0%. По долговым параметрам республика относится к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Достигнута положительная динамика по ряду показателей социальной сферы.
В 2024 году наблюдается существенное снижение по сравнению с 2023 годом смертности от инфекционных и паразитарных болезней - на 30,6%, туберкулеза - на 33,3%, болезней органов пищеварения - на 14,5%, болезней органов дыхания - на 12,9%, болезней системы кровообращения - на 12,2%, ишемической болезни сердца - на 10,0%, новообразований - на 7,1%. Снизилась смертность от дорожно-транспортных происшествий на 5,0%. Также за 2024 год на 42,2% снизилась смертность от коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.
За 2024 год в Республике Башкортостан показатель материнской смертности составил 3,0 на 100 тыс. родившихся живыми, что в 3,8 раза ниже уровня предыдущего года (в 2023 году - 11,3 на 100 тыс. родившихся живыми) и в 3,5 раза ниже среднероссийского показателя за 2024 год (в Российской Федерации - 10,6 на 100 тыс. родившихся живыми).
За 2024 год отмечается снижение числа разводов на 948 единиц, или на 5,6% к 2023 году. Общий коэффициент разводимости составил 3,9 на 1000 человек населения, что ниже уровня 2023 года (4,1 промилле) и среднего по России (4,4 промилле).
Среднемесячная заработная плата одного работника в 2024 году составила 67575,7 рубля и увеличилась по сравнению с 2023 годом на 18,3% в номинальном выражении (в Российской Федерации - на 18,3%) и на 9,5% в реальном (с учетом индекса потребительских цен) (в Российской Федерации - на 9,1%).
Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) за 2024 год составили 107,9% к уровню 2023 года (в Российской Федерации - 107,3%).
Уровень безработицы по методологии Международной организации труда за октябрь - декабрь 2024 года составил 1,4% (в Российской Федерации - 2,3%), снизившись на 0,9 процентного пункта по сравнению с уровнем 2023 года.
По итогам 2024 года Республика Башкортостан улучшила свои позиции в Рейтинге оценки усилий региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан, переместившись с 12-й на 10-ю позицию.
В то же время имеет место отрицательная динамика по отдельным показателям социальной сферы.
Демографическая ситуация в части естественного движения населения характеризовалась убылью населения, которая, по предварительным данным, составила 4,5 промилле.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении за январь - ноябрь 2024 года, по предварительным данным, составила 71,99 года, что меньше значения 2023 года на 1,6% (73,17 года).
Младенческая смертность, по предварительным данным, составила 4,0 случая на 1000 родившихся живыми детей, что выше уровня 2023 года на 0,1 промилле.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в 2024 году реализовывались 49 региональных проектов. По итогам 2024 года освоено 33,4 млрд. рублей бюджетных средств, или 98,4% к годовому плану, из них за счет средств федерального бюджета - 23,2 млрд. рублей, или 99,2% к годовому плану, бюджета Республики Башкортостан - 10,2 млрд. рублей, или 96,6% к годовому плану.
Для достижения намеченных целей социально-экономического развития в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Определить следующие приоритетные задачи на 2025 год по реализации стратегических целей:
1.1. В рамках направления "Продолжительная и активная жизнь":
В целях увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72,7 года, снижения общего коэффициента смертности до 11,7 случая на 1000 человек, смертности от болезней системы кровообращения - до 452,3 случая на 100 тыс. человек, смертности от новообразований, в том числе злокачественных, - до 158,8 случая на 100 тыс. человек, младенческой смертности - до не более 4,0 случая на 1000 родившихся живыми:
повышение уровня обеспеченности населения врачами (до 37,9 человека на 10 тыс. населения) и средними медицинскими работниками (до 86,3 человека на 10 тыс. населения), работающими в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
приобретение и установка на селе 134 модульных конструкций (121 фельдшерско-акушерского пункта, 9 врачебных амбулаторий, 4 офисов врача общей практики);
проведение капитального ремонта 9 объектов;
закупка более 4,5 тыс. единиц оборудования;
приобретение 99 единиц автотранспорта;
ввод в эксплуатацию 6 поликлиник: в городах Благовещенске, Учалах, Янауле, селах Аскарово, Аскино и Бакалы;
формирование системы укрепления общественного здоровья путем разработки новых подходов в работе системы профилактики хронических неинфекционных заболеваний, доведение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, до 10%.
1.2. В рамках направления "Семья":
В целях достижения в 2025 году суммарного коэффициента рождаемости не менее 1,419, суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей - не менее 0,416, доли пожилых граждан и инвалидов, получающих долговременный уход, от общего числа нуждающихся в таком уходе граждан - на уровне 2,2%, доли граждан старшего поколения, вовлеченных в региональную программу "Башкирское долголетие", - на уровне 32,5%:
реализация региональной программы "Повышение рождаемости на территории Республики Башкортостан на период до 2027 года" для обеспечения числа рождений не менее 33,8 тыс. детей;
реализация Концепции "Город, дружественный семье и детям" в целях присвоения одноименного почетного статуса не менее чем 1 городу;
реализация Концепции "Открытый роддом и заботливая женская консультация Республики Башкортостан" в целях охвата 40,0% организаций родовспоможения;
предоставление не менее 3,8 тыс. гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта с приоритетным предоставлением многодетным семьям;
вовлечение в реализацию региональной программы "Башкирское долголетие" не менее 300 тыс. граждан старшего поколения;
обеспечение долговременным уходом не менее 855 граждан пожилого возраста и инвалидов.
В целях улучшения жилищных условий льготных категорий граждан, в том числе многодетных семей и семей, воспитывающих ребенка-инвалида, при соблюдении критерия нуждаемости:
перечисление средств единовременной денежной выплаты 400 гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, и гражданам, воспитывающим ребенка-инвалида, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно;
предоставление 1000 земельных участков гражданам, в том числе имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
В целях доведения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 63,5%:
строительство не менее 16 спортивных объектов, в том числе реконструкция 2 стадионов;
проектирование Центра прогресса бокса и Академии тенниса, спортивного комплекса с легкоатлетическим манежем и училищем олимпийского резерва;
реализация совместно с корпорацией "ВЭБ.РФ" и Благотворительным фондом "Искусство, наука и спорт" проекта социального воздействия в сфере физической культуры и спорта "Повышение доступности спорта для незрячих и слабовидящих людей через занятия адаптивной физической культурой в Республике Башкортостан" с охватом не менее 300 человек.
В целях увеличения числа посещений организаций культуры по отношению к 2023 году на 110%:
капитальный ремонт и техническое оснащение Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения;
капитальный ремонт детской художественной школы в г. Салавате;
создание 3 модельных библиотек;
техническое оснащение Республиканского музея Боевой Славы, Башкирского государственного академического театра оперы и балета;
капитальный ремонт 2 муниципальных библиотек (в Миякинском районе и г. Нефтекамске);
государственная поддержка 100 культурно-досуговых учреждений, 9 театров в малых городах и детских театров, творческих и инновационных проектов 48 лучших сельских учреждений культуры и 38 их работников;
обеспечение выплаты единовременной субсидии 44 специалистам государственных и муниципальных учреждений культуры в сельских населенных пунктах или городских населенных пунктах с населением численностью до 50 тыс. человек;
осуществление значимых культурных мероприятий и проектов: Международной книжной ярмарки "Китап байрам", Всероссийского фестиваля игр и игрушек "Айда играть!", Всероссийского фестиваля классической музыки "Романтика осени", Всероссийского конкурса патриотической песни "Время героев", Дней армейской культуры.
В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия:
принятие мер по достижению доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения на уровне не ниже 40,5%;
организация и проведение работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения "Памятник Салавату Юлаеву" с благоустройством его территории;
начало строительства основного корпуса Евразийского музея кочевых цивилизаций в Чишминском районе Республики Башкортостан.
1.3. В рамках направления "Кадры":
В целях обеспечения кадровой потребности предприятий республики, сохранения низкого уровня безработицы не более 2,0% и достижения в 2025 году доли граждан, продолжающих осуществлять трудовую деятельность в течение одного года, в общей численности участников мероприятий по обучению на уровне 100%:
в целях развития кадрового потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса предоставление таким предприятиям субсидии в размере 166,3 млн. рублей для организации обучения 2,8 тыс. работников;
открытие Мультицентра социальной и трудовой интеграции в целях охвата ежегодно не менее 100 граждан с инвалидностью комплексным сопровождением по профессиональному обучению и содействию в трудоустройстве;
реализация проекта "Башкирская вахта" в целях трудоустройства на предприятия республики не менее 500 граждан, работающих за ее пределами;
оказание государственной поддержки работодателям на оборудование 75 рабочих мест для трудоустройства инвалидов I и II групп, ветеранов боевых действий, имеющих инвалидность;
оказание государственной поддержки стимулирования найма не менее 100 граждан из числа отдельных категорий (ветераны боевых действий, принимавшие участие в специальной военной операции, одинокие и многодетные родители и другие).
1.4. В рамках направления "Молодежь и дети":
В целях обеспечения доступности и совершенствования системы образования, а также повышения уровня образования до 74,27% и доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, до 80,4%:
оснащение 711 общеобразовательных организаций средствами обучения и воспитания для реализации учебных предметов "Основы безопасности и защиты Родины" и "Труд (Технология)";
введение в эксплуатацию 9 объектов образования на 10655 мест;
проведение комплексного капитального ремонта и оснащения 35 зданий образовательных организаций;
проведение комплексного капитального ремонта 2 дошкольных образовательных организаций и оснащения их средствами обучения и воспитания;
открытие 5 кластеров в рамках федерального проекта "Профессионалитет";
создание 2 модулей (быстровозводимых конструкций) для организации летнего отдыха детей на базе одного загородного лагеря и проведение капитального ремонта пищеблока в одном загородном лагере.
1.5. В рамках направления "Туризм и гостеприимство":
В целях обеспечения увеличения туристского потока в Республику Башкортостан в 2025 году до 2,4 млн. единиц, увеличения численности размещенных лиц в коллективных средствах размещения Республики Башкортостан до 1550,0 тыс. человек, увеличения числа ночевок в коллективных средствах размещения до 6100,0 тыс. единиц, увеличения объема платных услуг населению в сфере туризма на 2,3 млрд. рублей по сравнению с уровнем 2024 года:
развитие туристической инфраструктуры, в том числе в геопарке "Торатау" (реконструкция лестницы и обзорных площадок на водопаде Кук-Караук, благоустройство территории и установка визит-центра по проекту локации "Таш-Асты");
увеличение номерного фонда на 200 единиц;
оказание поддержки не менее 50 субъектам МСП в части развития инфраструктуры туризма;
реализация проекта "Башкирское долголетие. Туризм" для более 10 тыс. граждан старшего поколения и проекта "Башкирско-белорусское долголетие. Туризм" для более 900 человек старшего поколения;
обустройство не менее 1 сплавного маршрута;
создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Урал" с формированием инфраструктуры для потенциальных резидентов.
1.6. В рамках направления "Инфраструктура для жизни":
В целях обеспечения жильем граждан, проживающих в республике, в объеме не менее 31,0 кв. м на 1 человека, обеспечения улучшения жилищных условий не менее 133,2 тыс. семей:
обеспечение ввода жилья на территории Республики Башкортостан в объеме не менее 3,1 млн. кв. м;
обновление жилищного фонда на 14,4% к базе 2019 года;
оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий порядка 6,6 тыс. граждан;
комплексное развитие территорий с заключением договоров в отношении не менее 12 территорий с градостроительным потенциалом 0,8 млн. кв. м;
завершение 6 объектов, строительство которых начато в рамках программы "Стимул".
В целях увеличения доли благоустроенных общественных территорий на 29,68% к уровню 2024 года:
реализация 5 проектов, победивших во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях 2024 года;
завершение 2 проектов - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях 2023 года;
реализация мероприятий по благоустройству 164 общественных территорий.
В целях модернизации коммунальной инфраструктуры и увеличения численности населения, для которого улучшится качество предоставления коммунальных услуг (в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения), на 37 тыс. человек по сравнению с 2024 годом:
строительство (реконструкция), капитальный ремонт 27 объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения;
завершение 3 проектов в рамках мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда национального благосостояния;
реализация мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту 6 объектов коммунальной инфраструктуры, источником финансирования которых являются специальные казначейские кредиты;
ввод 3 объектов водоснабжения и водоотведения на территории микрорайона "Забелье";
инвентаризация водонапорных башен (систем централизованного водоснабжения) на территориях сельских поселений Республики Башкортостан для их поэтапного капитального ремонта (замены).
В целях обеспечения достижения доли протяженности автомобильных дорог Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, соответствующей нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, не менее 57,25% в 2025 году:
обеспечение ремонта дорожной сети Республики Башкортостан не менее 1000 км;
обеспечение объема ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения не менее 22 км;
обеспечение ремонта и ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции не менее 1000 пог. метров мостов.
1.7. В рамках направления "Экологическое благополучие":
В целях доведения доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), до 50%, доли твердых коммунальных отходов, направленных на захоронение, - до 94,2%; улучшения качества атмосферного воздуха; приведения гидротехнических сооружений в безопасное техническое состояние и во избежание возникновения чрезвычайной ситуации:
ввод в эксплуатацию цеха по компостированию органических отходов в Ишимбайском районе, I очереди полигона твердых коммунальных отходов в Баймакском районе Республики Башкортостан;
запуск пилотных объектов по утилизации отходов текстиля и переработке пластиковых отходов в г. Уфе и Благовещенском районе;
обеспечение снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 50 тыс. тонн;
проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения Сакмарского водохранилища на р. Сакмаре у д. Абдулкаримово Баймакского района;
начало работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения Юмагузинского водохранилища в Кугарчинском районе.
В целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, сохранения их полезных функций и биоразнообразия, обеспечения баланса выбытия и воспроизводства в соотношении не менее 100%:
проведение лесовосстановительных работ на площади не менее 15,6 тыс. га;
оснащение всей лесопожарной техники навигационными системами "ГЛОНАСС" в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством;
установка 10 комплексов системы дистанционного видеонаблюдения "Лесохранитель".
1.8. В рамках направления "Эффективная и конкурентная экономика":
В целях обеспечения реального роста дохода на одного работника субъекта МСП на 7,9% к 2023 году, достижения доли субъектов МСП, превысивших предельные значения для определения категорий субъектов МСП (микро-, малые, средние), до 0,55% и увеличения количества субъектов МСП до 145,0 тыс. единиц:
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, включая пополнение активов Региональной лизинговой компании на 100 млн. рублей и Регионального гарантийного фонда на 50 млн. рублей;
обеспечение привлечения финансирования субъектами МСП в объеме не менее 3,5 млрд. рублей за счет поручительств Гарантийного фонда Республики Башкортостан;
обеспечение субъектам МСП льготного доступа к заемным средствам микрокредитной компании малого бизнеса Республики Башкортостан в объеме более 500 млн. рублей;
обеспечение субъектам МСП оказания не менее 1,9 тыс. услуг и мер поддержки организациями инфраструктуры поддержки МСП;
внедрение мер поддержки креативного предпринимательства на базе Центра "Мой бизнес";
создание Дома предпринимательства в Зауралье.
В целях повышения производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики и в организациях социальной сферы:
вовлечение в федеральный проект "Производительность труда" не менее 28 предприятий;
реализация не менее 23 проектов повышения производительности труда по направлению "Бережливое производство" с помощью созданной региональной инфраструктуры обеспечения повышения производительности труда;
обучение Региональным центром компетенций в сфере производительности труда Республики Башкортостан не менее 322 сотрудников предприятий инструментам повышения производительности труда;
обучение на "Фабрике процессов" не менее 200 сотрудников предприятий - участников федерального проекта "Производительность труда";
обеспечение реализации проектов повышения производительности труда в государственных и муниципальных организациях сфер образования, культуры, спорта, социальной защиты, здравоохранения в рамках федерального проекта "Производительность труда".
В целях развития креативной экономики в Республике Башкортостан:
разработка стратегии развития креативных (творческих) индустрий в Республике Башкортостан на период до 2030 года;
создание Совета по развитию креативных (творческих) индустрий в Республике Башкортостан при Главе Республики Башкортостан;
внедрение Регионального стандарта развития креативных индустрий;
создание (развитие) не менее 3 креативных пространств в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан;
организация и проведение Российской креативной недели в Республике Башкортостан.
1.9. В рамках направления "Экономика данных и цифровая трансформация государства":
В целях цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы и достижения планового значения показателя "Цифровая зрелость" органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений" не менее 89,9%:
обеспечение предоставления федеральных и региональных мер поддержки в объеме не менее 50 млн. рублей республиканским IT-компаниям;
обеспечение услугами сотовой связи и мобильным доступом к сети Интернет не менее 60 населенных пунктов с численностью от 100 до 1000 человек посредством установки базовых станций сотовой связи стандарта 2G/4G;
оснащение 441 школы системами видеонаблюдения за входными группами и беспроводными сетями стандарта Wi-Fi для обеспечения возможности доступа к сети Интернет;
обеспечение доли массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде на уровне 100%.
1.10. В рамках направления "Международная кооперация и экспорт":
В целях достижения в 2025 году объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в размере 2,1 млрд. долларов:
разработка и утверждение стратегии развития внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан до 2030 года;
разработка и утверждение региональной программы "Развитие экспорта Республики Башкортостан на 2025 - 2030 годы";
разработка и утверждение стратегии развития конгрессно-выставочной деятельности Республики Башкортостан до 2030 года;
реализация Регионального экспортного стандарта 3.0 в Республике Башкортостан;
содействие предприятиям в выходе на новые рынки при осуществлении экспортной деятельности (участие в международных конгрессно-выставочных мероприятиях, бизнес-миссиях), в том числе организация не менее 3 визитов официальных и бизнес-делегаций Республики Башкортостан, проведение не менее 3 крупных мероприятий на территории Республики Башкортостан;
развитие и укрепление сотрудничества Республики Башкортостан со странами СНГ, ЕАЭС, ШОС и БРИКС;
участие с выставочным стендом в работе следующих мероприятий: Международный экономический саммит "Россия - Исламский мир: KazanSummit", Петербургский международный экономический форум, Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ-2025" и других;
проведение регионального этапа конкурса "Экспортер года" и участие республиканских предприятий в окружном и российском этапах данного конкурса;
заключение экспортных контрактов не менее чем 20 субъектами МСП, ранее не осуществлявшими экспортную деятельность;
выделение из бюджета Республики Башкортостан 50 млн. рублей на субсидирование части затрат, связанных с транспортировкой товаров (продукцию) на экспорт, 10 экспортерам - субъектам МСП Республики Башкортостан;
выделение из бюджета Республики Башкортостан 10 млн. рублей на предоставление грантов в форме субсидий 10 субъектам МСП Республики Башкортостан, осуществляющим реализацию товаров (продукции) за пределы территории Российской Федерации, экспорт результатов интеллектуальной собственности и (или) услуг.
2. Определить следующие приоритетные задачи в области социально-экономического развития Республики Башкортостан:
2.1. В целях достижения в 2025 году индекса промышленного производства не менее 105,0%:
поддержка не менее 20 промышленных предприятий путем предоставления льготных займов НО "Фонд развития промышленности Республики Башкортостан" и привлечения федерального финансирования;
создание не менее 1 нового промышленного технопарка и не менее 1 нового индустриального (промышленного) парка;
привлечение не менее 20 млн. рублей из федерального бюджета на возмещение части затрат на приобретение стартовой партии продукции для участников промышленных кластеров;
увеличение на 40 единиц числа новых участников кластеров в Республике Башкортостан;
предоставление государственной поддержки не менее 35 предприятиям легкой промышленности и не менее 26 предприятиям лесопромышленного комплекса;
предоставление государственной поддержки не менее 10 производителям детских товаров;
предоставление государственной поддержки не менее 10 производителям технических средств реабилитации и реабилитационного оборудования;
предоставление государственной поддержки не менее 50 проектам строительства объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта;
предоставление государственной поддержки не менее 7 проектам строительства объектов автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в рамках соглашения между Правительством Республики Башкортостан и Министерством энергетики Российской Федерации;
создание научно-производственного центра в области беспилотных авиационных систем в Республике Башкортостан;
создание станкоинструментальной испытательной лаборатории при ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. А.М.Муратшина в Республике Башкортостан";
реализация не менее 20 инвестиционных проектов модернизации действующих и организации новых, в том числе импортозамещающих, производств;
заключение не менее 1 специального инвестиционного контракта в области промышленности и энергетики;
увеличение удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций до 53,5%;
увеличение доли отгруженных товаров, выполненных работ и услуг инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг до 12,1%.
2.2. В целях достижения в 2025 году индекса производства продукции сельского хозяйства не менее 103,0%:
производство зерновых и зернобобовых культур не менее 3,65 млн. тонн;
ввод в оборот 33,4 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения;
увеличение внесения минеральных удобрений до 34 кг действующего вещества;
обеспечение доли охвата сельскохозяйственных домашних животных и птиц противоэпизоотическими мероприятиями на уровне 100%;
строительство и модернизация не менее 4 молочно-товарных комплексов;
производство не менее 798 тыс. тонн товарного молока и не менее 440 тыс. тонн скота и птицы;
достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса, установленного соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В целях обеспечения продовольственной безопасности Республики Башкортостан:
наращивание производства пищевых продуктов и напитков до 195 млрд. рублей;
обеспечение укомплектованности кадрами предприятий агропромышленного комплекса не менее чем на 90%;
увеличение доли сотрудников, работающих в отрасли агропромышленного комплекса 5 лет и более, до 89% путем компенсации до 90% расходов на обучение работников агропромышленного комплекса и оплату труда студентов-практикантов и возмещения до 90% затрат на ремонт и модернизацию образовательных организаций, ведущих подготовку специалистов для агропромышленного комплекса.
2.3. В целях дальнейшего развития потребительского рынка республики и достижения в 2025 году темпов роста оборота розничной торговли не менее 107,9%, оборота оптовой торговли - не менее 108,0%, оборота общественного питания - не менее 102,5% к уровню 2024 года:
реализация не менее 2 инвестиционных проектов по строительству складской и логистической инфраструктур;
создание современной инфраструктуры придорожного сервиса путем строительства 142 новых объектов (в том числе 3 многофункциональных зон) и модернизации 144 действующих объектов;
проведение не менее 700 мониторинговых выездов в организации социальной сферы в целях проверки организаций питания;
обеспечение не менее 25,5 тыс. жителей специализированными продуктами сервиса "Молочная кухня";
снижение доли нелегального оборота алкогольной продукции до 3,6%;
увеличение представленности социально значимых продуктов питания, произведенных в Республике Башкортостан, в общем товарном ассортименте до 71%.
2.4. В области инвестиционного развития и формирования благоприятной среды для ведения бизнеса:
В целях достижения в 2025 году темпа (индекса) роста физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральных проектов) и бюджетных ассигнований федерального бюджета (2020 год - базовое значение), не ниже 117,1% к уровню 2020 года:
внедрение в Республике Башкортостан лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и обеспечение устойчивой позиции Республики Башкортостан в топ-3 регионов-лидеров;
реализация мер по снижению административных барьеров для бизнеса в рамках развития института оценки регулирующего воздействия и обеспечение позиции Республики Башкортостан в соответствующем рейтинге среди субъектов Российской Федерации в группе "Высший уровень";
реализация в Республике Башкортостан системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт");
оптимизация и (или) улучшение основных направлений "клиентского пути" инвестора при реализации бережливого проекта "Сквозной инвестиционный поток" в Республике Башкортостан в среднем на 30%;
формирование экосистемы "ЦУР Бизнес" путем включения в механизм обратной связи с субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан новых каналов и форматов работы в целях постоянного улучшения инвестиционного климата в регионе, в том числе путем выявления системных проблем в условиях ведения бизнеса и оперативного решения вопросов предпринимателей;
включение в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан не менее 40 проектов;
привлечение не менее 100 перспективных инвестиционных проектов в Республику Башкортостан в рамках проведения адресной работы с потенциальными инвесторами;
вхождение Республики Башкортостан в десятку лидеров в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства;
заключение пилотного офсетного контракта на поставку изделий (в том числе мебели) для социальных учреждений;
заключение не менее 5 концессионных соглашений или соглашений о государственно-частном партнерстве в областях дорожного хозяйства, образования, здравоохранения, конгрессно-выставочной деятельности, промышленности.
В целях улучшения инвестиционного и делового климата, территориального развития, а также повышения уровня социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований Республики Башкортостан:
привлечение не менее 1 нового резидента ОЭЗ ППТ "Алга";
ввод объектов инженерной и транспортной инфраструктуры площадки N 3, объектов электроснабжения площадок N 3 и N 4;
начало строительства инфраструктур для площадок N 2 и N 4;
увеличение площади ОЭЗ ППТ "Алга" за счет дополнительных земельных участков, расположенных в Уфимском районе;
привлечение не менее 13 резидентов на созданные ТОР совместно с администрациями моногородов;
установление пониженных налоговых ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для поддержки резидентов ТОР;
разработка и внесение в уполномоченный федеральный орган государственной власти законодательной инициативы о создании Российско-Белорусского инвестиционного кластера на территории Республики Башкортостан.
2.5. В сфере бюджетных инвестиций:
организация работы по обеспечению освоения не менее 95,0% средств, выделенных на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы;
сокращение не менее чем на 20,0% количества объектов незавершенного строительства, в том числе за счет соблюдения нормативных сроков строительства объектов и технологии производства строительно-монтажных работ, своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.
2.6. В сфере территориального развития:
В целях стимулирования деловой активности органов местного самоуправления Республики Башкортостан, выявления, поощрения и распространения примеров лучшей практики деятельности по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения:
проведение республиканского конкурса "Лучшее муниципальное образование Республики Башкортостан" и определение по его итогам 30 победителей;
актуализация стандарта деятельности органов местного самоуправления Республики Башкортостан по развитию предпринимательства в муниципальных районах (городских округах) Республики Башкортостан.
В целях обеспечения экономического роста, благоприятных условий для активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, модернизации действующих и создания новых производственных мощностей предприятий и дальнейшего повышения качества жизни населения Республики Башкортостан:
утверждение Стратегии социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации;
утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по социально-экономическому развитию г. Стерлитамака;
инвентаризация объектов и разработка программы развития инфраструктуры опорных населенных пунктов;
реализация проекта строительства железнодорожной линии "Сибай - Подольск - Новорудная".
2.7. В сфере государственного и муниципального управления:
В целях сохранения сбалансированности бюджетной системы, качества управления региональными финансами не ниже надлежащего и позиции Республики Башкортостан как заемщика с высоким уровнем долговой устойчивости:
реализация Комплексного плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2022 года N 926-р, с обеспечением дополнительных доходов в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в сумме не менее 6,8 млрд. рублей;
выявление резервов доходного потенциала консолидированного бюджета Республики Башкортостан в рамках работы Межведомственной комиссии по вопросам увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан;
снижение дебиторской задолженности по платежам в бюджеты, пеням и штрафам по ним, в том числе в рамках деятельности муниципальных межведомственных комиссий по вопросам легализации объектов налогообложения и погашения налоговой задолженности;
соблюдение в полном объеме условий соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Башкортостан;
приоритизация расходов с осуществлением мер, направленных на существенное повышение эффективности бюджетных расходов для гарантированного исполнения социальных обязательств бюджета Республики Башкортостан;
привлечение заемных средств в целях рефинансирования существенного объема имеющегося государственного долга Республики Башкортостан и реализации инвестиционных проектов, направленных на улучшение инфраструктуры и повышение качества жизни населения республики при сохранении долговой и финансовой устойчивости бюджетной системы Республики Башкортостан;
повышение открытости бюджетных данных, формирование и размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации с сохранением позиции Республики Башкортостан в группе регионов с очень высоким уровнем открытости бюджетных данных;
поддержание устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, снижение рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств, усиление ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан за проводимую бюджетную политику;
совершенствование межбюджетных отношений и создание условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов;
обеспечение реализации общих правил предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан, в том числе повышение требований к результативности использования целевых бюджетных средств и обеспечению условий софинансирования расходных обязательств за счет средств местных бюджетов.
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом, увеличения объемов неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан от сдачи в аренду государственного имущества и доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки:
изыскание для проекта "Земля для стройки" земельных участков общей площадью не менее 1,1 тыс. га;
проведение интеграции информационных систем, комплексных кадастровых работ, а также мероприятий по наполнению достоверными сведениями Единого государственного реестра недвижимости;
проведение кадастровых работ в отношении 1000 земельных участков, которые находятся в государственной собственности Республики Башкортостан или собственность на которые не разграничена;
обеспечение роста поступлений в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования и продажи государственного имущества.
В целях повышения комплексной безопасности за счет эффективной координации деятельности сил и служб:
обеспечение безопасности проведения памятных мероприятий, посвященных 80-й годовщине Великой Победы;
снижение количества погибших от пожаров до уровня не более 270 человек;
снижение количества погибших на водных объектах, принятых на ведомственный учет, до уровня не более 114 человек;
внедрение цифровых технологий в области обеспечения безопасности в части системы интеллектуального видеонаблюдения закрытого сегмента аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
повышение готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых.
2.8. В целях обеспечения поддержки участников специальной военной операции и их семей:
обеспечение участникам специальной военной операции и членам их семей первоочередного оказания всех видов поддержки на местах;
комплексная реабилитация участников специальной военной операции, в том числе за счет реализации сертификатов на реабилитацию отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан;
адаптация жилых помещений с учетом потребностей участников специальной военной операции, имеющих инвалидность;
содействие приоритетному трудоустройству участников специальной военной операции и обеспечение не менее 200 участников специальной военной операции и членов их семей образовательными сертификатами в целях участия в программах повышения квалификации и переподготовки;
совершенствование механизма подачи заявления на обеспечение бесплатным проездом детей участников специальной военной операции, включающего возможность подачи такого заявления в электронном виде;
разработка дополнительных мер поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, включая семьи, потерявшие родственников в ходе боевых действий, в том числе признанных безвестно отсутствующими;
организация санаторно-курортного лечения не менее 1500 детей из семей граждан, мобилизованных на специальную военную операцию;
создание условий и привлечение ветеранов специальной военной операции к занятиям физической культурой и спортом через реализацию проекта "Мужество";
оказание физкультурно-оздоровительных услуг дополнительной категории - ветеранам специальной военной операции с инвалидностью в рамках социального заказа;
обеспечение лечения не менее 2500 участников специальной военной операции и членов их семей как в санаторно-курортных организациях Республики Башкортостан, так и в санаториях, находящихся в частной собственности;
обеспечение 100% детей участников специальной военной операции, обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан, двухразовым бесплатным питанием.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.Назаров