Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.05.2025 N 213
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2025 г. N 213
Об утверждении Положения о Межведомственной экспертной
комиссии по рассекречиванию носителей сведений,
составляющих государственную тайну
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной экспертной комиссии по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 2001 года N 137 "Об утверждении Положения о межведомственной экспертной комиссии по рассекречиванию документов, созданных Башкирской организацией КПСС";
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2007 года N 74 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 2001 года N 137 "Об утверждении Положения о межведомственной экспертной комиссии по рассекречиванию документов, созданных Башкирской организацией КПСС";
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2010 года N 386 "О внесении изменения в Положение о межведомственной экспертной комиссии по рассекречиванию документов, созданных Башкирской организацией КПСС";
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 апреля 2017 года N 136 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 2001 года N 137 "Об утверждении Положения о межведомственной экспертной комиссии по рассекречиванию документов, созданных Башкирской организацией КПСС".
Глава
Республики Башкортостан
Р.Ф.Хабиров
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 7 мая 2025 г. N 213
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПО РАССЕКРЕЧИВАНИЮ
НОСИТЕЛЕЙ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Межведомственная экспертная комиссия по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну (далее - комиссия), является постоянно действующим совещательным и координационным органом, обеспечивающим рассмотрение архивных документов, которые были созданы в процессе деятельности ликвидированных в настоящее время государственных органов и организаций - фондообразователей Республики Башкортостан, не имеющих правопреемников, и находятся на хранении в государственном казенном учреждении Национальный архив Республики Башкортостан (далее - ГКУ Национальный архив РБ), на предмет их возможного рассекречивания.
1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
Конституцией Республики Башкортостан;
Законом Российской Федерации "О государственной тайне";
Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральным законом "О персональных данных";
Законом Республики Башкортостан "Об архивном деле в Республике Башкортостан";
Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203;
Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года N 3-1;
Порядком рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника, утвержденным решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 12 октября 2021 года N 417 (далее - Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну);
развернутыми перечнями сведений, подлежащих засекречиванию, государственных органов и организаций, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (далее - развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию), иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы защиты государственной тайны, а также настоящим Положением.
1.3. Комиссия состоит из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и ее членов.
В состав комиссии включаются представители органов государственной власти Республики Башкортостан, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Башкортостан, Военного комиссариата Республики Башкортостан, Управления по делам архивов Республики Башкортостан (далее - Башархив), ГКУ Национальный архив РБ и других заинтересованных органов и организаций, имеющих допуск к государственной тайне по форме, соответствующей грифу секретности документов, планируемых к рассмотрению на предмет возможного рассекречивания (далее - допуск к государственной тайне).
Персональный состав комиссии утверждается Правительством Республики Башкортостан по согласованию с заинтересованными органами и организациями.
1.4. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности комиссии осуществляет Башархив.
Подготовка архивных документов к рассмотрению на предмет их возможного рассекречивания и представление их членам комиссии обеспечиваются ГКУ Национальный архив РБ.
1.5. Решения комиссии являются обязательными для ГКУ Национальный архив РБ и служат основанием для снятия грифа секретности и внесения изменений в учетные документы.
2. ФУНКЦИИ И ПРАВА КОМИССИИ
2.1. Основными функциями комиссии являются:
1) рассмотрение архивных документов на предмет их возможного рассекречивания;
2) решение вопросов о рассекречивании архивных документов по истечении установленных законодательством Российской Федерации ограничительных сроков, об изменении грифа секретности, о продлении сроков засекречивания архивных документов, о введении ограничений на доступ к рассекреченным архивным документам или запрета на их распространение;
3) методическое руководство деятельностью по рассекречиванию архивных документов;
4) планирование работы комиссии, документационное обеспечение ее деятельности и подготовка информации о результатах этой деятельности;
5) информирование государственных органов Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, организаций и граждан о результатах рассекречивания архивных документов.
2.2. В компетенцию комиссии не входит решение вопросов о рассекречивании документов высших органов государственной власти и государственного управления СССР и РСФСР, а также документов, содержащих сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
2.3. Комиссия для выполнения возложенных на нее функций имеет право:
1) привлекать в установленном порядке к работе комиссии для проведения экспертных оценок архивных дел (документов) экспертов, имеющих допуск к государственной тайне, из числа специалистов государственных органов и организаций, не входящих в состав комиссии (далее - эксперты);
2) получать от экспертов заключения по результатам экспертных оценок архивных дел (документов) и рассматривать их на заседаниях комиссии;
3) осуществлять полное или частичное рассекречивание архивных дел (документов), продлять срок их засекречивания или изменять гриф секретности, а также в необходимых случаях давать рекомендации по обеспечению сохранности и характеру использования рассекреченных архивных дел (документов);
4) готовить мотивированные обоснования необходимости рассекречивания архивных дел (документов) для их направления в установленном порядке на рассмотрение по компетенции в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИИ
3.1. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом ее работы, утверждаемым решением комиссии.
3.2. Заседание комиссии проводится один раз в год.
Комиссия проводит внеочередные заседания во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Российской Федерации, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, указов, распоряжений и поручений Главы Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, поручений Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, в связи с обращениями в ГКУ Национальный архив РБ граждан, представителей государственных органов Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и организаций Республики Башкортостан.
3.3. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии.
Члены комиссии участвуют в ее заседаниях лично без права замены.
3.4. Секретарь комиссии:
1) формирует повестку заседания комиссии;
2) осуществляет контроль за своевременной подготовкой материалов к заседанию комиссии;
3) извещает членов комиссии о дате, времени и месте ее заседания не позднее чем за 5 рабочих дней до мероприятия;
4) организует проведение заседания комиссии;
5) ведет протокол заседания комиссии;
6) обеспечивает хранение документов, образовавшихся в результате деятельности комиссии.
3.5. Рассмотрение архивных дел (документов) на предмет их возможного рассекречивания осуществляется комиссией в соответствии с ежегодным планом рассекречивания архивных документов, формируемым Башархивом на основании перечней архивных дел (документов) (далее - перечни), представляемых в комиссию ГКУ Национальный архив РБ до 1 ноября текущего года.
Ежегодный план рассекречивания архивных документов обсуждается на заседании комиссии и до 25 декабря текущего года представляется на утверждение Премьер-министру Правительства Республики Башкортостан.
3.6. Для проведения экспертизы архивных документов на предмет их возможного рассекречивания в ГКУ Национальный архив РБ из числа его работников, имеющих допуск к государственной тайне, создается экспертная группа (далее - экспертная группа).
3.7. На заседании комиссии рассматриваются заключения по результатам экспертизы архивных дел (документов), а также перечни, подготовленные ГКУ Национальный архив РБ.
3.8. В заключениях должны содержаться:
1) информация об архивных делах (документах), просмотренных на предмет их возможного рассекречивания, с указанием номеров перечней, порядковых номеров по перечням;
2) предложения по рассекречиванию архивных дел (документов) с указанием его основания;
3) предложения по нерассекречиванию архивных дел (документов) с аргументацией причин и указанием срока, на который продлевается засекречивание, либо условия рассекречивания, либо события, после наступления которого архивные дела (документы) будут рассмотрены на предмет возможного рассекречивания;
4) предложения по изменению грифа секретности архивных дел (документов) с указанием оснований, по которым требуется изменить гриф секретности;
5) предложения по ограничению доступа к рассекреченным архивным делам (документам) или по запрету их распространения с указанием причин в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.9. Члены экспертной группы и комиссии изучают архивные дела (документы) на предмет их рассекречивания полистно, в полном объеме.
3.10. Работа членов экспертной группы и комиссии, а также специалистов, привлекаемых к проведению экспертных оценок носителей сведений, осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований по обеспечению режима секретности.
3.11. Комиссия принимает решение о рассекречивании (полном или частичном) архивных дел (документов) или о продлении срока их засекречивания, об изменении грифа секретности, о возможном характере использования рассекреченных архивных дел (документов).
3.12. Решение комиссии принимается простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равном количестве голосов решающим считается голос председательствующего на заседании комиссии.
Решение комиссии о рассекречивании архивных дел (документов) не принимается комиссией в случае несогласия с ним члена комиссии, представляющего государственный орган или организацию, к компетенции которых в соответствии с федеральным законодательством или законодательством Республики Башкортостан отнесены содержащиеся в этих архивных делах (документах) сведения.
Решение комиссии в течение 5 рабочих дней после проведения заседания оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем комиссии.
Особые мнения членов комиссии, голосовавших против принятого решения, оформляются в письменном виде и прилагаются к протоколу.
3.13. Результаты работы комиссии оформляются актом о рассекречивании носителей сведений (далее - акт о рассекречивании) в двух экземплярах, который составляется секретарем комиссии, подписывается председательствующим на заседании комиссии и ее членами, принимавшими участие в заседании комиссии, и представляются на утверждение Премьер-министру Правительства Республики Башкортостан.
3.14. В акте о рассекречивании указываются состав комиссии и основания для ее работы, перечень нормативных правовых актов, которыми руководствовалась комиссия, перечень рассматриваемых носителей сведений по форме: порядковый номер, номер и дата носителя сведений, краткое содержание (описание) носителя сведений, количество листов (штук), гриф секретности, примечание, а также носители сведений:
а) подлежащие рассекречиванию как не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, в полном объеме;
б) подлежащие частичному рассекречиванию с описанием фрагментов (частей), которые необходимо оставить на секретном хранении, с аргументацией причин нерассекречивания фрагментов (частей) носителей сведений и указанием: срока, на который продлевается засекречивание, либо условия рассекречивания, либо события, после наступления которого носители сведений будут рассмотрены на предмет возможного рассекречивания; оснований, по которым требуется продлить срок засекречивания (абзацы пунктов перечня сведений, составляющих государственную тайну; пункты перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, или пункты заключений Межведомственной комиссии по защите государственной тайны);
в) не подлежащие рассекречиванию как содержащие сведения, составляющие государственную тайну, с аргументацией причин нерассекречивания носителей сведений и указанием: срока, на который продлевается засекречивание, либо условия рассекречивания, либо события, после наступления которого носители сведений будут рассмотрены на предмет возможного рассекречивания; оснований, по которым требуется продлить срок засекречивания (абзацы пунктов перечня сведений, составляющих государственную тайну; пункты перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, или пункты заключений Межведомственной комиссии по защите государственной тайны);
г) не подлежащие рассекречиванию как содержащие сведения, составляющие государственную тайну, из числа носителей сведений, указанных в подпунктах "б" и (или) "в" настоящего пункта, но гриф секретности которых необходимо изменить, с указанием оснований (пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию);
д) подлежащие рассекречиванию как не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, из числа носителей сведений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, но доступ к которым необходимо ограничить или запретить их распространение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.15. Один экземпляр акта о рассекречивании остается в комиссии, другой экземпляр направляется в ГКУ Национальный архив РБ. Копии акта при необходимости доводятся до заинтересованных государственных органов и организаций.
Носитель сведений считается рассекреченным только после утверждения Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан акта о его рассекречивании и внесения изменений в учетные данные ГКУ Национальный архив РБ.
3.16. Правительство Республики Башкортостан в первом квартале каждого года направляет в Федеральное архивное агентство информацию о проделанной работе по рассекречиванию архивных дел (документов) за прошедший год на основании сведений, подготовленных Башархивом.
3.17. Башархив осуществляет информирование населения Республики Башкортостан о результатах рассекречивания архивных дел (документов) через средства массовой информации, а также посредством размещения указанной информации на официальных сайтах Башархива и ГКУ Национальный архив РБ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.18. В случаях необходимости рассмотрения на предмет возможного рассекречивания носителей сведений - архивных документов Правительства СССР, высших органов государственного управления СССР и РСФСР, находящихся на хранении в ГКУ Национальный архив РБ, в целях решения основных задач рассекречивания носителей сведений, установленных в пункте 6 Порядка рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, Правительство Республики Башкортостан на основании подготовленной Башархивом информации направляет в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны:
а) мотивированные обоснования необходимости рассекречивания;
б) удостоверенные копии с подлинников архивных дел (документов), выявленных в местах их хранения, а в случае отсутствия подлинников - копии архивных дел (документов), которые находятся на хранении в ГКУ Национальный архив РБ, и информацию о проведенной работе по выявлению подлинников;
в) перечень указанных в подпункте "б" настоящего пункта архивных дел (документов) по установленным формам на бумажном носителе и в виде редактируемого файла (файлов) на электронном носителе.