Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23.07.2025 N 366
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2025 г. N 366
О внесении изменений в Положение о региональном
государственном надзоре в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 сентября 2021 года N 464 (с последующими изменениями).
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.Назаров
Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 23 июля 2025 г. N 366
ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1) в пункте 1.3 слова "Органом исполнительной власти" заменить словами "Исполнительным органом";
2) пункт 1.5 после слова "мероприятий" дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";
3) пункт 1.10 дополнить словами "и в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - единый реестр видов контроля)";
4) пункт 1.15 после слов "ГИС ТОР КНД" дополнить словами ", единый реестр видов контроля";
5) в пункте 1.16:
слова "органов исполнительной власти" заменить словами "исполнительных органов";
после слов "ГИС ТОР КНД" дополнить словами ", единый реестр видов контроля";
6) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система управления рисками.
Госкомитет при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категория риска):
а) средний риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.";
7) пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
"2.2. В отношении объектов надзора, отнесенных к категориям умеренного и среднего риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Периодичность проведения обязательных профилактических визитов для объектов надзора, отнесенных к категориям умеренного и среднего риска, определяется Правительством Российской Федерации.
В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия и обязательные профилактические визиты не проводятся.";
8) в пункте 3.2 слова "Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (подраздел "Профилактика нарушений обязательных требований") заменить словами "в разделе "Деятельность" - "Контрольно-надзорная деятельность" - "Программа профилактики";
9) в подпункте "а" пункта 3.3 слова "контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований" исключить;
10) абзац третий пункта 3.5 дополнить словами "в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения";
11) в пункте 3.6:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"При наличии у Госкомитета сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям или создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Госкомитет объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом Госкомитет в установленный в таком предостережении срок.";
абзац второй дополнить словами ", сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований";
12) в пункте 3.7:
после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Возражение направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Госкомитет, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Госкомитета, или с использованием Единого портала государственных (муниципальных) услуг (функций) (далее - Единый портал), или нарочным с отметкой о получении.";
после абзаца седьмого дополнить абзацами следующего содержания:
"По результатам рассмотрения возражения Госкомитет принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказать в удовлетворении возражения.
В случае, если из представленных контролируемом лицом сведений и (или) документов невозможно достоверно определить сведения, указанные в абзацах четвертом и шестом настоящего пункта, возражение в отношении предостережения в течение 3 рабочих дней со дня поступления в Госкомитет возвращается контролируемому лицу без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.";
13) в пункте 3.9:
в абзаце первом слово "выполняют" заменить словом "осуществляют";
после подпункта "в" дополнить подпунктом "г" и абзацами следующего содержания:
"г) профилактика рисков нарушения обязательных требований.
Консультирование может осуществляться должностным лицом Госкомитета по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Запись на консультирование и осуществление письменного консультирования может производиться с использованием Единого портала.";
14) в пункте 3.10 после абзаца третьего дополнить подпунктами "в" и "г" следующего содержания:
"в) соблюдение обязательных требований;
г) профилактика рисков нарушения обязательных требований.";
15) пункт 3.11 дополнить абзацем следующего содержания:
"Должностные лица Госкомитета осуществляют личный прием контролируемых лиц в рабочее время в помещении Госкомитета.";
16) пункт 3.12 изложить в следующей редакции:
"3.12. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностным лицом по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а должностное лицо осуществляет ознакомление с объектом надзора, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Профилактический визит проводится по инициативе Госкомитета (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.";
17) дополнить пунктами 3.13 и 3.14 следующего содержания:
"3.13. Обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обязательный профилактический визит проводится в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 частью 1 статьи 52.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
В рамках обязательного профилактического визита должностное лицо Госкомитета при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, экспертизу.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" для контрольных (надзорных) мероприятий.
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 88 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" для контрольных надзорных) мероприятий.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90.1 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.14. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Контролируемое лицо подаст заявление о проведении профилактического визита посредством Единого портала. Госкомитет рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита Госкомитет в течение 20 рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
Уполномоченное должностное лицо принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из оснований, указанных в части 4 статьи 52.2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом Госкомитет не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.
В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Госкомитета, указанному в пункте 1.5 настоящего Положения, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.";
18) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. При осуществлении регионального государственного надзора плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.";
19) в пункте 4.2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"4.2. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение Госкомитета, подписанное уполномоченным должностным лицом Госкомитета, указанным в пункте 1.5 настоящего Положения.";
абзац второй дополнить словами ", в том числе основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленные статьей 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
20) пункт 4.3 после подпункта "в" дополнить абзацами следующего содержания:
"Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".";
21) в пункте 4.4:
после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
абзацы десятый и одиннадцатый исключить;
22) в пункте 4.5:
в абзаце пятом слова "В указанный срок не включается" заменить словом "На";
слова "пояснения в письменной форме до момента их представления в Госкомитет" заменить словами "письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Госкомитет исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается";
абзацы шестой и седьмой исключить;
23) в пункте 4.6:
после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
абзацы девятый - тринадцатый исключить;
24) пункт 5.4 дополнить предложением следующего содержания:
"В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.";
25) дополнить пунктом 5.9 следующего содержания:
"5.9. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения "Инспектор" либо составления акта контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6 - 9 части 1 статьи 65 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", или в иных случаях, установленных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Госкомитет направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
В случае невозможности составления акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятие в день окончания проведения такого мероприятия в соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 5 статьи 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".";
26) в пункте 6.1:
подпункт "а" дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";
подпункт "б" изложить в следующей редакции:
"б) актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;";
подпункт "в" дополнить словами "и обязательных профилактических визитов";
дополнить подпунктами "г" - "е" следующего содержания:
"г) решений об отнесении объектов надзора к соответствующей категории риска;
д) решений об отказе в проведении профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
е) иных решений, принимаемых Госкомитетом по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в отношении контролируемых лиц или объектов надзора.";
27) пункт 6.2 после слова "подается" дополнить словами "в соответствии со статьей 40 и";
28) пункт 6.4 изложить в следующей редакции:
"6.4. Жалоба подлежит рассмотрению Госкомитетом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов надзора к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
Госкомитет принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, определенных статьей 42 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3 - 8 части 1 статьи 42 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Госкомитета, действий (бездействия) его должностных лиц.";
29) в приложении N 1 к указанному Положению пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. При осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан (далее - обязательные требования):
1) наличие информации от Государственного бюджетного образовательного учреждения "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан" (далее - ГБОУ "УМЦ ГОЧС"), полученной из ежеквартального отчета, об истечении 5 лет со дня прохождения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководителем организации и уполномоченным работником, а также об отсутствии заявки на обучение указанных должностных лиц по окончании срока действия подготовки, повышения квалификации, курсового обучения, ранее прошедших обучение непосредственно в ГБОУ "УМЦ ГОЧС";
2) наличие 3 и более жалоб (обращений) в Госкомитет в течение 2 лет на объект надзора, содержащих информацию о нарушении обязательных требований;
3) наличие на основании официальных писем, направленных в Госкомитет, информации о списании и (или) утилизации контролируемым лицом средств индивидуальной защиты при отсутствии в течение 180 календарных дней сведений о восполнении количества запасов (резервов) средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников контролируемого лица или сведений о сокращении штатной численности работников контролируемого лица, большей или равной количеству списанных и (или) утилизированных средств индивидуальной защиты.";
30) в приложении N 2 к указанному Положению:
таблицу "Ключевые показатели регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" изложить в следующей редакции:
"КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
N п/п | Наименование ключевого показателя (единица измерения) | Целевые (прогнозные) значения ключевых показателей по годам | ||||
2025 (базовое значение) | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | ||
1 | Количество людей, погибших при чрезвычайных ситуациях на субъектах, подлежащих региональному государственному надзору (чел.) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | Количество людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях на субъектах, подлежащих региональному государственному надзору (чел.) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Материальный ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций на субъектах, подлежащих региональному государственному надзору (млн. рублей) | 400 | 375 | 350 | 325 | 300 |
";
в пункте 3 Индикативных показателей регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций слова "информирования, объявления предостережения, консультирования" заменить словами "объявления предостережения".