Правовые акты Республики Башкортостан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 N 44-з

 

31 декабря 1999 года

N 44-з

 

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

 

ЗАКОН

 

ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 

 

Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 25 ноября 1999 года.

Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 22 декабря 1999 года.

 

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением прав и законных интересов ребенка в Республике Башкортостан.

Республика Башкортостан признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

 

Глава I

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты, дети-инвалиды; дети, с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, в том числе дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей;

социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;

организации отдыха детей и их оздоровления - организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности). В целях настоящего Закона к организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в случае соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и настоящим Законом;

ночное время - время с 22 часов (с 1 мая по 30 сентября - с 23 часов) до 6 часов местного времени;

торговля детьми - купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение;

эксплуатация детей - использование занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги) несовершеннолетних, подневольное состояние несовершеннолетних, незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей, незаконное усыновление (удочерение) несовершеннолетнего из корыстных побуждений;

жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей - несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей;

территория организации отдыха детей и их оздоровления - земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретенные) соответствующей организацией в установленном порядке, в том числе в границах береговой полосы водных объектов.

 

Статья 2. Утратила силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

 

Статья 3. Законодательство Республики Башкортостан об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан

 

 

Законодательство Республики Башкортостан об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

 

Статья 4. Цели обеспечения основных гарантий прав ребенка

 

1. Целями обеспечения основных гарантий прав ребенка являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

2. Защита прав и интересов ребенка является приоритетной сферой деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан. Обеспечение основных гарантий прав ребенка в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии со следующими принципами:

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

абзац утратил силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з;

ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда;

поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка;

абзац утратил силу. - Закон РБ от 22.09.2012 N 585-з.

 

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан по осуществлению гарантий прав ребенка в Республике Башкортостан

 

1. К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан по осуществлению гарантий прав ребенка относятся:

1) реализация государственной политики в интересах детей;

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов, направленных на защиту прав ребенка и поддержку детства;

3) формирование и реализация республиканских целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства;

4) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов;

5) финансирование мероприятий, направленных на защиту прав ребенка и поддержку детства, в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению Республики Башкортостан;

6) организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере образования, в сети "Интернет";

7) организационное сопровождение деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей;

8) рассмотрение предложений межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей об исключении организаций отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления.

2. Утратила силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

 

Глава II

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Республике Башкортостан

 

 

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

 

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

 

1. Органы государственной власти Республики Башкортостан, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе российское движение детей и молодежи, могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

 

Статья 8. Утратила силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

 

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования

 

 

1. При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

2. Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

3. Обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучающихся по образовательным программам дошкольного и начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

 

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

 

1. В целях реализации права ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется соответствие условий воспитания, обучения и содержания детей санитарно-гигиеническим требованиям. За нарушение этих правил администрация детских лечебных, учебно-воспитательных учреждений и родители (лица, их заменяющие) несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

 

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости

 

 

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти Республики Башкортостан осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет.

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

 

Статья 12. Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление

 

 

1. В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы исполнительной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры:

1) по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления;

2) созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления;

3) обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления;

4) контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

5) по созданию условий для организации воспитания детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.

2. В целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей организация отдыха детей и их оздоровления обязана:

1) создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления), присмотра и ухода за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в случае проведения в природной среде следующих мероприятий с участием детей: прохождения туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий; обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации отдыха детей и их оздоровления, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, наличие охраны или службы безопасности, спасательных постов в местах купания детей, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям;

2) представлять сведения о своей деятельности в республиканский орган исполнительной власти Республики Башкортостан в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;

3) исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

2.1. Организации, не включенные в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, не вправе оказывать услуги по организации отдыха и оздоровления детей.

2.2. Правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления устанавливаются организацией отдыха детей и их оздоровления и доводятся до сведения граждан путем размещения на официальном сайте организации отдыха детей и их оздоровления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в иных доступных местах на территории организации отдыха детей и их оздоровления.

Правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления включают в себя:

1) особенности использования расположенных на территории организации отдыха детей и их оздоровления водного объекта или его части, включая осуществление обособленного водопользования, земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта либо примыкающего к территории организации отдыха детей и их оздоровления участка береговой полосы водного объекта, расположенного вне границ территории организации отдыха детей и их оздоровления, а также расположенного вне границ территории организации отдыха детей и их оздоровления водного объекта;

2) особенности доступа к расположенным на территории организации отдыха детей и их оздоровления водному объекту или его части, земельному участку в пределах береговой полосы водного объекта в случае предоставления соответствующей организации в установленном законом порядке водных объектов и земельных участков в пределах береговой полосы;

3) правила поведения на территории организации отдыха детей и их оздоровления и на объектах, которые расположены на территории организации отдыха детей и их оздоровления;

4) иную необходимую для безопасного пребывания детей информацию.

3. Общественный контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха и оздоровления детей осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Органы исполнительной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере защиты прав детей на отдых и оздоровление.

4. Обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, направляемые в органы государственной власти Республики Башкортостан в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в сети "Интернет". Размещенные на официальных сайтах органов государственной власти Республики Башкортостан в сети "Интернет" обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей.

 

Статья 12.1. Полномочия республиканского органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей

 

 

К полномочиям республиканского органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей относятся:

1) реализация на территории Республики Башкортостан основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;

2) установление порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Республики Башкортостан, проверка сведений, представленных организациями отдыха детей и их оздоровления для включения таких организаций в указанный реестр в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления;

3) формирование и ведение реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, а также его размещение на официальном сайте этого органа в сети Интернет;

4) осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления;

5) обеспечение координации деятельности республиканских органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности, а также обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общественных организаций и объединений;

6) взаимодействие с органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации в случае направления детей в организации отдыха детей и их оздоровления, находящиеся за пределами территории Республики Башкортостан.

 

Статья 12.2. Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления

 

 

1. Основанием для включения организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления является осуществление деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей или намерение осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии условий для ее осуществления, что подтверждается представлением в республиканский орган исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 12.2 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

2. Республиканский орган исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей в течение 20 рабочих дней со дня поступления сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, принимает решение о включении организации в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления либо об отказе во включении организации в указанный реестр.

3. Организация отдыха детей и их оздоровления обязана уведомить республиканский орган исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей об изменении сведений о данной организации, внесенных в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений. Документы, подтверждающие достоверность таких изменений, могут быть представлены в форме электронных документов. Республиканский орган исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления об изменении сведений и документов, подтверждающих достоверность таких изменений, вносит изменения в сведения об организации отдыха детей и их оздоровления, содержащиеся в указанном реестре.

4. Республиканский орган исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей принимает решение об исключении организации из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при наличии оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 12.2 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

5. В случае принятия решения об исключении организации, приступившей к исполнению обязательств по обеспечению отдыха и оздоровления детей, из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей республиканский орган исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и иными уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках своих полномочий принимает меры по предотвращению причинения такого вреда, а также (при необходимости) по доставлению детей их родителям или иным законным представителям и незамедлительно уведомляет об этом соответствующие государственные органы.

 

Статья 12.3. Межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха и оздоровления детей

 

 

1. Решением Главы Республики Башкортостан создается межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, в состав которой включаются представители Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, республиканского органа исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей, органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере образования, республиканского органа исполнительной власти в сфере культуры, республиканского органа исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, республиканского органа исполнительной власти в сфере туризма, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, а также представители органов местного самоуправления, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан, и утверждается регламент ее деятельности.

Решением Главы Республики Башкортостан в состав межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей могут включаться представители иных органов государственной власти Республики Башкортостан, не указанных в абзаце первом настоящей части, а также представители общественных объединений.

2. К полномочиям межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей относятся:

1) содействие координации деятельности органов, организаций и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи;

2) выезд к месту фактического оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей в случае предоставления членами межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей информации о предоставлении таких услуг организацией, не включенной в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, а также информации, свидетельствующей о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

3) проведение информационно-разъяснительной работы с руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе в форме ежегодных семинаров;

4) мониторинг состояния ситуации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в Республике Башкортостан;

5) анализ результатов мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей за летний период и по итогам календарного года;

6) разработка мероприятий, программ и предложений по повышению эффективности организации отдыха и оздоровления детей;

7) информирование населения о результатах своей деятельности, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Главы Республики Башкортостан в сети "Интернет".

3. Межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха и оздоровления детей вправе направлять в республиканский орган исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления детей предложения об исключении организаций отдыха детей и их оздоровления из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления при наличии оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 12.2 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

 

Статья 12.4. Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления

 

 

1. Региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляется республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Республики Башкортостан.

2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, является соблюдение такими организациями требований к достоверности, актуальности и полноте сведений о них, представляемых для включения в указанный реестр.

3. Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

4. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, утверждается Правительством Республики Башкортостан.

 

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

 

1. Органы исполнительной власти Республики Башкортостан при принятии решений по вопросам социально-экономического развития Республики Башкортостан учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Указанные нормативы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и применяются с учетом особенностей Республики Башкортостан, традиций народов Республики Башкортостан, если иное не установлено законодательством Республики Башкортостан.

2. Принятие Правительством Республики Башкортостан решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью, либо о реорганизации или ликвидации государственной организации, образующей социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Принятие Правительством Республики Башкортостан решения о ликвидации государственной организации, образующей социальную инфраструктуру для детей, допускается в случае отсутствия в имущественном комплексе такой организации объектов социальной инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью, либо в случае изменения назначения или ликвидации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" объектов социальной инфраструктуры для детей, входящих в имущественный комплекс такой организации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Республики Башкортостан, либо о реорганизации или ликвидации государственных организаций Республики Башкортостан, образующих социальную инфраструктуру для детей, порядок создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки данной комиссией заключений устанавливаются Правительством Республики Башкортостан с учетом установленных в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" общих принципов.

3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской помощи детям и профилактики заболеваний у них, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях. Изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных для размещения объектов, предназначенных для организации отдыха и оздоровления детей, запрещается, за исключением случаев, при которых в соответствии с частью 2 настоящей статьи допускается изменение назначения или ликвидация объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью, и случаев изъятия таких земельных участков для государственных нужд.

4 - 5. Утратили силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

6. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной собственностью Республики Башкортостан, может осуществляться в установленном законом порядке.

 

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

 

1. Органы государственной власти Республики Башкортостан в соответствии со своими полномочиями принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или устройств для потребления никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей либо демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, от информации, пропагандирующей педофилию, от информации, способной вызвать у детей желание сменить пол, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

2. В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

 

Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

 

 

1. В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети Интернет).

2. Родители (лица, их заменяющие) обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

3. Органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией оказывают содействие лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, при осуществлении ими своих обязанностей по физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

 

Статья 14.2. Меры по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию

 

 

1. В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается:

1) нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, кальянных и иных курительных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, табачных изделий, и иных местах, определяемых органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) нахождение детей, не достигших возраста 17 лет, в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, площадях, детских площадках, спортивных площадках, пляжах, в парках, скверах, дворах, местах общего пользования многоквартирных домов (лифтах, подъездах, лестничных площадках), транспортных средствах общего пользования, на территориях и в помещениях вокзалов, станций, речных портов, аэропортов, на кладбищах, объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах, определяемых органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи нахождения детей в возрасте от 16 до 17 лет в местах общего пользования многоквартирных домов, на улицах, площадях, в парках, скверах, дворах, на территориях и в помещениях вокзалов, станций, речных портов, аэропортов в целях совершения ребенком поездки в иной населенный пункт (при наличии документа, удостоверяющего личность ребенка, и проездного документа).

2. Республика Башкортостан сотрудничает с другими субъектами Российской Федерации в области применения мер по недопущению нахождения детей в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации, путем заключения соглашения.

3. Родители (лица, их заменяющие) или лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, обязаны:

1) не допускать нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) не допускать нахождения детей, не достигших возраста 17 лет, в ночное время без своего сопровождения в общественных местах, в которых в ночное время не допускается нахождение указанных детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

4. Юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, уполномоченные ими лица обязаны:

1) не допускать вход детей на принадлежащие им объекты (на территории, в помещения), нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

2) не допускать вход на сеансы, концерты и иные проводимые на принадлежащих им объектах (на территориях, в помещениях) мероприятия детей, не достигших возраста 17 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, если время окончания мероприятия приходится на ночное время.

5. Юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны размещать при входе на принадлежащий им объект (на территорию, в помещение) в наглядной и доступной форме предупредительные надписи о недопустимости нахождения детей в случае, если данные объекты отнесены к местам, в которых не допускается нахождение детей (в том числе в ночное время детей, не достигших возраста 17 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей).

Юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, объекты (территории, помещения) которых оборудованы системами оповещения, в случае, если данные объекты отнесены к местам, в которых не допускается нахождение детей, обязаны объявлять о недопущении нахождения в ночное время детей, не достигших возраста 17 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, не менее двух раз в час в течение двух часов, предшествующих наступлению ночного времени.

6. Представительные органы муниципальных районов и городских округов на основании предложений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, с учетом положений настоящей статьи могут определять на территории соответствующего муниципального образования иные места, нахождение в которых детей (в том числе в ночное время детей, не достигших возраста 17 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей) не допускается.

7. Оценка предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, не достигших возраста 17 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, осуществляется экспертной комиссией, функции которой выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

8. Предложения об определении иных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, не достигших возраста 17 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, рассматриваются на заседании представительного органа муниципального района (городского округа) при наличии заключения экспертной комиссии.

9. Решения об определении на территории соответствующего муниципального образования мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, не достигших возраста 17 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, оформляются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района (городского округа) и подлежат официальному опубликованию.

 

Статья 14.3. Порядок уведомления органов внутренних дел и порядок доставления детей в случае обнаружения ребенка в местах, в которых не допускается нахождение детей

 

 

1. Должностные лица юридического лица, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, уполномоченные ими лица в случае обнаружения на принадлежащем им объекте ребенка в нарушение указанных в статье 14.2 настоящего Закона требований о возрасте, месте и времени нахождения непосредственно после обнаружения ребенка на указанном объекте сообщают об этом в органы внутренних дел и принимают меры по недопущению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию ребенка до приезда сотрудника органов внутренних дел.

2. Уведомление родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также доставление детей указанным лицам либо в установленных законодательством случаях в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляются органами внутренних дел в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

 

Статья 14.4. Недопущение публичных действий, направленных на пропаганду гомосексуализма (мужеложства, лесбиянства), бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних

 

 

Публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма (мужеложства, лесбиянства), бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних, не допускаются.

 

Статья 14.5. Меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей

 

 

1. Органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей, оказанию педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их заменяющим).

2. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут оказывать содействие органам государственной власти Республики Башкортостан, органам местного самоуправления в осуществлении мер по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей, оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их заменяющим).

3. Юридические лица несут ответственность за создание условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, выразившееся в предоставлении помещений, транспортных средств или иных материальных средств, в создании бытовых условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в оказании услуг, содействующих торговле детьми и (или) эксплуатации детей, либо в финансировании торговли детьми и (или) эксплуатации детей, а также за изготовление, приобретение, хранение, перевозку, распространение, публичную демонстрацию, рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

 

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти Республики Башкортостан.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.

Абзац утратил силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

2 - 3. Утратили силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

Абзац утратил силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

 

Глава III

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА

 

Статья 16. Деятельность республиканских органов исполнительной власти по обеспечению прав ребенка в Республике Башкортостан

 

1. Компетенция республиканских органов исполнительной власти Республики Башкортостан, которые обеспечивают основные гарантии прав ребенка, в том числе осуществляют деятельность в области образования охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка и в других областях в соответствии с законодательством, устанавливается Главой Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан.

2. Утратила силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

 

Статья 16.1. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан

 

 

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан в пределах своих полномочий, предусмотренных законом Республики Башкортостан, обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

 

Статьи 17 - 20. Утратили силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

 

Статья 21. Финансирование мероприятий по обеспечению основных гарантий прав ребенка

 

 

Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Республики Башкортостан в рамках полномочий, отнесенных к ведению Республики Башкортостан.

 

Глава IV

 

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА И

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ

 

Утратила силу. - Закон РБ от 13.07.2005 N 198-з.

 

Глава V

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 24. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

 

Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Правительству Республики Башкортостан в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Республики Башкортостан

М.РАХИМОВ

Уфа, Дом Республики

31 декабря 1999 года

N 44-з

Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999 N 44-з