Правовые акты Республики Башкортостан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Республики Башкортостан от 30.12.2002 N 448-з

 

30 декабря 2002 года

N 448-з

 

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

 

ЗАКОН

 

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОБРАНИИ - КУРУЛТАЕ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 19 декабря 2002 года.

Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 25 декабря 2002 года.

 

Настоящий Закон определяет компетенцию, порядок организации и деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, его Президиума, постоянных комитетов, комиссий.

 

Глава 1

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан

 

1. Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан (далее - Государственное Собрание) является представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Башкортостан.

2. Государственное Собрание является постоянно действующим органом государственной власти Республики Башкортостан.

3. Государственное Собрание состоит из 110 депутатов.

4. Срок полномочий депутатов Государственного Собрания одного созыва составляет 5 лет.

5. Государственное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

6. Число депутатов, работающих на профессиональной (постоянной) основе, устанавливается в количестве 30 человек.

 

Статья 2. Право законодательной инициативы

 

1. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Собрания, постоянным комитетам Государственного Собрания, Главе Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Конституционному совету Республики Башкортостан, Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Прокурору Республики Башкортостан, представительным органам местного самоуправления, гражданам и их объединениям, осуществляющим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом Республики Башкортостан, а также Общественной палате Республики Башкортостан по вопросам ее ведения.

1.1. Право законодательной инициативы осуществляется посредством внесения в Государственное Собрание проектов законов Республики Башкортостан (далее - законопроект) и поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении Государственного Собрания.

Право законодательной инициативы реализуется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"), другими федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом, другими законами Республики Башкортостан, Регламентом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан (далее - Регламент Государственного Собрания), иными постановлениями Государственного Собрания, устанавливающими порядок его деятельности.

2. Проекты законов Республики Башкортостан об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Республики Башкортостан, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, рассматриваются Государственным Собранием по представлению Главы Республики Башкортостан либо при наличии заключения Главы Республики Башкортостан, представляемого в Государственное Собрание в течение одного месяца.

3. Законопроекты, внесенные в Государственное Собрание Главой Республики Башкортостан, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

4. Субъекты права законодательной инициативы, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе вносить в Государственное Собрание предложение о законодательной инициативе в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума). К указанному предложению прилагаются законопроект либо поправки к законопроекту, оформленные в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

5. В случае нарушения субъектом права законодательной инициативы порядка ее внесения, предусмотренного настоящей статьей, данная законодательная инициатива не рассматривается Государственным Собранием.

 

Статья 3. Первое заседание Государственного Собрания

 

1. Государственное Собрание созывается на первое заседание на тридцатый день со дня его избрания в правомочном составе. Глава Республики Башкортостан может созвать заседание Государственного Собрания ранее этого срока.

2. Первое заседание Государственного Собрания нового созыва до избрания Председателя Государственного Собрания открывает и ведет старейший по возрасту депутат Государственного Собрания.

3. Полномочия Государственного Собрания прежнего созыва прекращаются со дня начала работы Государственного Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

 

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий Государственного Собрания

 

1. Полномочия Государственного Собрания могут быть прекращены досрочно в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

2. В случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания внеочередные выборы в Государственное Собрание назначаются в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

 

Статья 5. Избрание депутатов Государственного Собрания

 

1. Депутатом Государственного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Башкортостан и (или) законом Республики Башкортостан пассивным избирательным правом.

1.1. Депутаты Государственного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Башкортостан и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

2. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Государственного Собрания регулируется федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан.

 

Статья 6. Права депутата Государственного Собрания

 

 

Статус депутата Государственного Собрания, срок его полномочий регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, Законом Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 479-з "О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан"), иными законами Республики Башкортостан.

 

Глава 2

 

ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ, ЕГО ПРЕЗИДИУМА,

ПОСТОЯННЫХ КОМИТЕТОВ, КОМИССИЙ И ДЕПУТАТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

Статья 7. Полномочия Государственного Собрания

 

1. К ведению Государственного Собрания относятся:

1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;

3) толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их соблюдением и исполнением;

4) определение в соответствии с федеральным законом порядка осуществления стратегического планирования в Республике Башкортостан;

5) утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;

6) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установление, введение в действие (прекращение действия) налогов и сборов, определение налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов, сборов, установление (отмена) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;

7) утверждение бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Башкортостан и отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Башкортостан;

8) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;

9) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан, в том числе акциями (долями участия, паями) Республики Башкортостан в уставных (складочных) капиталах организаций, и контроль за его соблюдением и исполнением;

10) установление административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения;

11) утверждение соглашения об изменении границ Республики Башкортостан;

12) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Башкортостан;

13) установление порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;

14) установление порядка проведения выборов в Государственное Собрание и назначение выборов в Государственное Собрание;

15) установление порядка проведения выборов Главы Республики Башкортостан и назначение выборов Главы Республики Башкортостан;

16) избрание Председателя Государственного Собрания и его заместителей;

17) формирование Президиума, постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания;

18) утверждение решений постоянных комитетов Государственного Собрания об избрании председателя постоянного комитета, заместителей председателя постоянного комитета, в том числе первого заместителя председателя постоянного комитета, и членов постоянного комитета Государственного Собрания;

19) решение вопроса о недоверии (доверии) Главе Республики Башкортостан;

20) согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан и его заместителей;

20.1) образование Конституционного совета Республики Башкортостан;

21) назначение на должность Председателя, заместителя Председателя, иных членов Конституционного совета Республики Башкортостан;

22) утратил силу. - Закон РБ от 02.11.2020 N 313-з;

23) внесение на рассмотрение Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан предложений об изменениях и (или) дополнениях в правовые акты Главы Республики Башкортостан, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Башкортостан либо об их отмене;

24) обжалование актов Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан в судебном порядке;

25) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

26) проведение парламентских расследований и парламентских слушаний;

27) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан;

28) образование Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

29) назначение на должность и освобождение от должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

30) направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации;

31) избрание мировых судей;

32) участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;

32.1) принятие решения о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от Государственного Собрания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом;

33) назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан и прекращение их полномочий;

34) избрание представителей в квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Башкортостан от Государственного Собрания;

35) назначение в пределах своих полномочий членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

36) утверждение схемы избирательных округов по выборам депутатов Государственного Собрания;

37) утратил силу. - Закон РБ от 07.12.2006 N 381-з;

38) установление в пределах полномочий, определенных федеральным законом, порядка проведения выборов в органы местного самоуправления;

38.1) наделение в пределах полномочий, определенных федеральным законом, органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан;

39) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Башкортостан о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Башкортостан; заслушивание по отдельным вопросам информации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;

39.1) заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан;

39.2) заслушивание информации о деятельности органов местного самоуправления в Республике Башкортостан;

40) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почетных званий Республики Башкортостан, установление поощрений Государственного Собрания;

41) иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и иными законами Республики Башкортостан к ведению Государственного Собрания.

2. Государственное Собрание при осуществлении своих полномочий обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан.

 

Статья 8. Основания и порядок выражения недоверия Главе Республики Башкортостан

 

 

1. Государственное Собрание вправе выразить недоверие Главе Республики Башкортостан в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Башкортостан, законам Республики Башкортостан, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава Республики Башкортостан не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Главой Республики Башкортостан своих обязанностей.

2. Решение Государственного Собрания о недоверии Главе Республики Башкортостан принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

3. Решение Государственного Собрания о недоверии Главе Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Главы Республики Башкортостан от должности.

 

Статья 9. Порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий

 

1. Основной формой работы Государственного Собрания являются заседания.

Заседание Государственного Собрания является правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от установленного числа депутатов Государственного Собрания. Правомочное заседание Государственного Собрания проводится не реже одного раза в три месяца.

Очередные заседания Государственного Собрания созываются Президиумом Государственного Собрания, как правило, не реже одного раза в месяц.

2. Внеочередные заседания Государственного Собрания созываются по инициативе Президиума Государственного Собрания, Председателя Государственного Собрания, Главы Республики Башкортостан, а также по требованию не менее одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

3. Заседания Государственного Собрания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан, законами Республики Башкортостан, а также Регламентом Государственного Собрания или иным постановлением Государственного Собрания, устанавливающим порядок его деятельности.

3.1. В заседаниях Государственного Собрания вправе участвовать, в том числе выступать, сенаторы Российской Федерации - представители от законодательного и исполнительного органов Республики Башкортостан и депутаты Государственной Думы, входившие в качестве кандидатов в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов (на территории Республики Башкортостан, в соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории Республики Башкортостан) или избранные по одномандатным избирательным округам, образованным на территории Республики Башкортостан, в порядке, определенном Регламентом Государственного Собрания.

3.2. По приглашению Государственного Собрания руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти выступает на заседаниях Государственного Собрания с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в Республике Башкортостан и отвечает на вопросы депутатов с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном Регламентом Государственного Собрания.

3.3. По приглашению Государственного Собрания Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан, члены Правительства Республики Башкортостан, руководители исполнительных органов Республики Башкортостан, должностные лица местного самоуправления выступают на заседаниях Государственного Собрания и отвечают на вопросы депутатов Государственного Собрания с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном Регламентом Государственного Собрания.

4. По приглашению Президиума Государственного Собрания, постоянных комитетов и комиссий Государственного Собрания члены Правительства Республики Башкортостан, руководители исполнительных органов Республики Башкортостан, должностные лица местного самоуправления выступают на их заседаниях и отвечают на вопросы депутатов Государственного Собрания с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном Регламентом Государственного Собрания.

4.1. Глава Республики Башкортостан, члены Правительства Республики Башкортостан и руководители органов исполнительной власти имеют право участвовать с правом совещательного голоса и выступать на заседаниях Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий.

5. Порядок формирования постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания и осуществления ими своих полномочий определяется Регламентом Государственного Собрания и положениями о постоянных комитетах, комиссиях Государственного Собрания.

 

Статья 10. Президиум Государственного Собрания

 

1. Государственное Собрание формирует Президиум Государственного Собрания - постоянно действующий орган Государственного Собрания, подотчетный ему в своей деятельности.

2. Президиум Государственного Собрания создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственного Собрания и осуществления иных полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом.

3. В состав Президиума Государственного Собрания входят Председатель Государственного Собрания, заместители Председателя Государственного Собрания, председатели постоянных комитетов Государственного Собрания, руководители фракций в Государственном Собрании.

4. Председательствуют на заседаниях Президиума Государственного Собрания Председатель Государственного Собрания или по его поручению один из его заместителей.

5. В заседаниях Президиума Государственного Собрания вправе участвовать с правом совещательного голоса:

1) Глава Республики Башкортостан, Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан и иные члены Правительства Республики Башкортостан;

2) полномочный представитель Главы Республики Башкортостан в Государственном Собрании, полномочный представитель Правительства Республики Башкортостан в Государственном Собрании;

2.1) Председатель Конституционного совета Республики Башкортостан;

3) субъекты права законодательной инициативы или их представители, если на заседании Президиума Государственного Собрания рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы;

4) представители депутатских групп в Государственном Собрании;

5) утратил силу. - Закон РБ от 04.02.2022 N 519-з.

6. В работе Президиума Государственного Собрания по приглашению Председателя Государственного Собрания могут принимать участие с правом совещательного голоса иные должностные лица органов государственной власти Республики Башкортостан.

7. На заседаниях Президиума Государственного Собрания может заслушиваться информация должностных лиц государственных органов Республики Башкортостан, органов местного самоуправления по отдельным вопросам в порядке, установленном настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания.

 

Статья 11. Полномочия Президиума Государственного Собрания

 

1. Президиум Государственного Собрания:

1) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственного Собрания на очередную сессию, организует законопроектную работу в Государственном Собрании;

2) принимает решение о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственного Собрания на текущую сессию;

3) утратил силу. - Закон РБ от 29.12.2011 N 480-з;

4) формирует повестку дня очередного заседания Государственного Собрания и определяет порядок его работы;

5) созывает заседания Государственного Собрания, определяет даты их проведения и состав приглашенных;

6) созывает по предложению Главы Республики Башкортостан, по требованию не менее чем одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Собрания или по предложению Председателя Государственного Собрания внеочередные заседания Государственного Собрания и определяет даты их проведения;

6.1) заслушивает заключения по законопроектам, подготовленные ответственными постоянными комитетами Государственного Собрания;

7) возвращает законопроект, подготовленный ответственным постоянным комитетом Государственного Собрания к рассмотрению Государственным Собранием, ему для доработки, если при рассмотрении законопроекта в Президиуме выявятся обстоятельства, требующие дополнительного изучения, и устанавливает срок повторного представления данного законопроекта на рассмотрение Президиума;

7) исключен. - Закон РБ от 01.07.2003 N 9-з;

8) направляет законопроект, подготовленный ответственным постоянным комитетом Государственного Собрания к рассмотрению Государственным Собранием, и материалы к нему субъектам права законодательной инициативы;

9) организует контроль за исполнением законов Республики Башкортостан, а также проведение парламентских расследований;

10) координирует деятельность постоянных комитетов Государственного Собрания;

10.1.) по результатам предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственного Собрания может вносить проекты постановлений Государственного Собрания ненормативного характера;

11) организует взаимодействие постоянных комитетов Государственного Собрания с государственными органами Республики Башкортостан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления;

11.1) организует осуществление межпарламентских связей Государственного Собрания и обеспечение выполнения межпарламентских соглашений Государственного Собрания;

12) регистрирует депутатские объединения (фракции и депутатские группы) в порядке, установленном Регламентом Государственного Собрания;

13) принимает решение о применении установленных Государственным Собранием поощрений Государственного Собрания;

14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Башкортостан, Регламентом Государственного Собрания, иными постановлениями Государственного Собрания.

2. Решения Президиума Государственного Собрания принимаются в форме постановлений. Постановления Президиума Государственного Собрания подписываются Председателем Государственного Собрания.

 

Статья 12. Постоянные комитеты, комиссии Государственного Собрания

 

1. Государственное Собрание из числа депутатов Государственного Собрания образует постоянные комитеты, комиссии Государственного Собрания.

2. Комиссии Государственного Собрания создаются на постоянной основе или на определенный срок в соответствии с предоставленными им полномочиями.

3. Образование постоянных комитетов, комиссий Государственного Собрания, изменения в их составе оформляются постановлениями Государственного Собрания.

4. Постоянные комитеты Государственного Собрания:

1) разрабатывают и предварительно рассматривают внесенные законопроекты по предметам своего ведения;

2) составляют заключения по законопроектам, внесенным субъектами права законодательной инициативы, по предметам ведения комитетов;

3) участвуют в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Башкортостан, проведении парламентских расследований в соответствии с законами Республики Башкортостан и Регламентом Государственного Собрания;

4) проводят анализ реализации законов Республики Башкортостан и иных актов, принимаемых Государственным Собранием, осуществляют мониторинг законов Республики Башкортостан;

5) рассматривают вопросы организации своей деятельности;

6) рассматривают иные вопросы, отнесенные к их ведению законами Республики Башкортостан, положением о постоянных комитетах Государственного Собрания, иными постановлениями Государственного Собрания.

 

Статья 12.1. Депутатские объединения

 

 

1. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственным Собранием, в порядке, установленном Регламентом Государственного Собрания, образуются депутатские объединения.

Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы.

Депутат Государственного Собрания вправе состоять только в одном депутатском объединении (фракции, депутатской группе).

2. Абзац утратил силу. - Закон РБ от 22.04.2013 N 668-з.

Депутаты Государственного Собрания, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, входят во фракции, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым части 3 настоящей статьи.

Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.

Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списка кандидатов политических партий, указанных в части 3 настоящей статьи.

3. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Государственном Собрании, а также членство депутатов в этой фракции прекращаются со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Абзац утратил силу. - Закон РБ от 04.02.2022 N 519-з.

4. Депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 3 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские группы.

5. Депутатские объединения подлежат регистрации.

Порядок регистрации депутатского объединения устанавливается Регламентом Государственного Собрания.

6. Деятельность депутатского объединения осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, Законом Республики Башкортостан "О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан", Регламентом Государственного Собрания, положением о фракции (депутатской группе).

7. Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания, избранных в составе списка кандидатов от соответствующей партии.

Депутатская группа принимает положение о депутатской группе на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания, входящих в состав депутатской группы.

8. Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии, в составе списка кандидатов которой были избраны соответствующие депутаты. Фракция может иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию.

9. Решения депутатского объединения принимаются открытым голосованием, если им не принято решение о проведении тайного голосования. Решения депутатского объединения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания, входящих в депутатское объединение, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Законом, Регламентом Государственного Собрания, положением о фракции (депутатской группе).

10. В положении о фракции (депутатской группе) устанавливаются:

1) полное и краткое (если имеется) наименование фракции (депутатской группы);

2) структура фракции (депутатской группы);

3) порядок избрания руководителя и заместителя (заместителей) руководителя фракции (депутатской группы);

4) порядок избрания руководящего органа (руководящих органов) фракции (депутатской группы);

5) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию (депутатскую группу) на заседаниях Государственного Собрания, Президиума Государственного Собрания, в государственных органах и общественных объединениях;

6) порядок принятия решений фракции (депутатской группы);

7) иные положения, регулирующие порядок деятельности фракции (депутатской группы).

11. Депутатские объединения информируют Председателя Государственного Собрания, Президиум Государственного Собрания о решениях фракции (депутатской группы), в том числе принятых по вопросам организации своей деятельности.

 

Статья 13. Парламентские расследования

 

 

1. Государственное Собрание проводит парламентские расследования в порядке, установленном настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания.

Парламентское расследование проводится в виде изучения депутатами Государственного Собрания фактов, связанных с социально значимыми событиями, происшествиями.

2. Основаниями для проведения парламентского расследования являются:

1) сообщения о нарушениях Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан органами государственной власти Республики Башкортостан, государственными органами Республики Башкортостан, должностными лицами указанных органов, депутатами Государственного Собрания;

2) сообщения об обстоятельствах, которые ведут к ухудшению социально-экономического положения в республике, осложняют политическую ситуацию.

Решение о проведении парламентского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания по предложению Президиума Государственного Собрания или постоянного комитета Государственного Собрания.

Для проведения парламентского расследования Государственное Собрание образует комиссию из числа депутатов Государственного Собрания.

3. Итоги парламентского расследования рассматриваются на заседании Государственного Собрания с принятием постановления.

По решению Государственного Собрания итоги парламентского расследования могут быть опубликованы в республиканских средствах массовой информации.

 

Статья 13.1. Контроль Государственного Собрания за исполнением законов Республики Башкортостан

 

 

Государственное Собрание осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Башкортостан в порядке, установленном Законом Республики Башкортостан от 1 ноября 2011 года N 457-з "О контроле Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан за исполнением законов Республики Башкортостан" и Регламентом Государственного Собрания.

 

Глава 3

 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ

 

Статья 14. Председатель Государственного Собрания

 

1. Председатель Государственного Собрания избирается из числа депутатов Государственного Собрания большинством голосов от установленного числа депутатов и осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.

2. Председатель Государственного Собрания:

1) ведет заседания Государственного Собрания;

2) ведает вопросами внутреннего распорядка деятельности Государственного Собрания;

3) организует работу Президиума Государственного Собрания;

4) осуществляет общее руководство деятельностью Секретариата Государственного Собрания;

5) назначает соответствующий постоянный комитет Государственного Собрания ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственное Собрание субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственным Собранием, а в случае, если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся к ведению и другого постоянного комитета Государственного Собрания, назначает данный постоянный комитет Государственного Собрания соисполнителем по законопроекту, направляет законопроект для рассмотрения в постоянные комитеты Государственного Собрания, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

6) по заключению постоянного комитета Государственного Собрания, ответственного за подготовку законопроекта, возвращает законопроект субъекту права законодательной инициативы в случаях, установленных Регламентом Государственного Собрания;

7) представляет Государственное Собрание в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами;

8) направляет для подписания Главе Республики Башкортостан законы, принятые Государственным Собранием;

9) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

9.1) вносит на рассмотрение Государственного Собрания кандидатуру для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от Государственного Собрания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

10) вносит на рассмотрение Государственного Собрания кандидатуры для избрания представителей в квалификационной комиссии при Адвокатской палате Республики Башкортостан от Государственного Собрания;

11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Башкортостан, постановлениями Государственного Собрания.

3. Председатель Государственного Собрания может быть досрочно освобожден от должности:

1) по личной просьбе;

2) по предложению одной трети от установленного числа депутатов Государственного Собрания, если за это предложение проголосовало большинство от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

Решение об освобождении Председателя Государственного Собрания от должности оформляется постановлением Государственного Собрания.

4. Председатель Государственного Собрания представляет Государственному Собранию доклад о деятельности Государственного Собрания за истекшие сессию, год и программу законопроектной работы на очередную сессию.

 

Статья 15. Заместители Председателя Государственного Собрания

 

1. Заместители Председателя Государственного Собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

2. Заместители Председателя Государственного Собрания избираются открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания.

Порядок избрания заместителей Председателя Государственного Собрания и осуществления ими полномочий определяется Регламентом Государственного Собрания.

3. Заместители Председателя Государственного Собрания по поручению Председателя Государственного Собрания выполняют отдельные его полномочия. Один из заместителей Председателя Государственного Собрания, осуществляющий свои полномочия на профессиональной основе, по поручению Председателя Государственного Собрания замещает его в случае отсутствия или иной невозможности осуществления им своих обязанностей.

 

Статья 16. Председатели постоянных комитетов Государственного Собрания и заместители председателей постоянных комитетов Государственного Собрания

 

 

1. Председатели постоянных комитетов Государственного Собрания и заместители председателя постоянного комитета Государственного Собрания, в том числе первый заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания, избираются депутатами соответствующих постоянных комитетов Государственного Собрания и утверждаются постановлениями Государственного Собрания.

2. Председатель постоянного комитета Государственного Собрания, первый заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Иные заместители председателя постоянного комитета Государственного Собрания осуществляют свои полномочия на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

3. Порядок избрания и утверждения председателей постоянных комитетов Государственного Собрания, заместителей председателя постоянного комитета Государственного Собрания, в том числе первого заместителя председателя постоянного комитета Государственного Собрания, и осуществления ими полномочий определяется Регламентом Государственного Собрания и Положением о постоянных комитетах Государственного Собрания.

 

Глава 4

 

АКТЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СОБРАНИЕМ

 

Статья 17. Акты, принимаемые Государственным Собранием

 

 

1. Государственное Собрание, осуществляя законодательное регулирование по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан:

1) принимает Конституцию Республики Башкортостан, вносит в нее изменения и дополнения;

2) принимает законы Республики Башкортостан.

Государственное Собрание, осуществляя регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления Государственного Собрания.

Государственное Собрание может принимать обращения, заявления и декларации.

1.1. Порядок принятия Конституции Республики Башкортостан, внесения в нее изменений и дополнений устанавливается Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Законом Республики Башкортостан от 28 апреля 2004 года N 76-з "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан") и принимаемым в соответствии с ними Регламентом Государственного Собрания.

Порядок принятия законов Республики Башкортостан и постановлений Государственного Собрания устанавливается Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", настоящим Законом, иными законами Республики Башкортостан и принимаемым в соответствии с ними Регламентом Государственного Собрания.

2. Конституция Республики Башкортостан, поправки к ней (законы Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания в трех чтениях.

3. Законы Республики Башкортостан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Проект закона Республики Башкортостан рассматривается Государственным Собранием не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Собрания.

4. Постановления Государственного Собрания принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Собрания, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

5. Решения Государственного Собрания о принятии обращений, заявлений, деклараций оформляются постановлениями Государственного Собрания.

 

Статья 18. Утратила силу. - Закон РБ от 07.12.2006 N 381-з.

 

Статья 19. Порядок подписания, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу законов Республики Башкортостан и постановлений Государственного Собрания

 

 

1. Законы Республики Башкортостан, принятые Государственным Собранием, направляются Государственным Собранием Главе Республики Башкортостан для подписания и официального опубликования (обнародования).

2. Порядок официального опубликования (обнародования) Конституции Республики Башкортостан определяется Законом Республики Башкортостан "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан".

Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу законов Республики Башкортостан и постановлений Государственного Собрания определяется Законом Республики Башкортостан от 11 мая 1995 года N 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан".

 

Глава 5

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 20. Порядок деятельности Государственного Собрания

 

 

Порядок деятельности Государственного Собрания, его Президиума, постоянных комитетов и комиссий основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иных федеральных законах и устанавливается Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом, Регламентом Государственного Собрания, иными постановлениями Государственного Собрания.

 

Статья 20.1. Взаимодействие Государственного Собрания и исполнительных органов Республики Башкортостан

 

 

1. Нормативные правовые акты Главы Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан и иных исполнительных органов Республики Башкортостан направляются в Государственное Собрание в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия (подписания).

2. Государственное Собрание вправе обратиться к Главе Республики Башкортостан, в Правительство Республики Башкортостан или в иные исполнительные органы Республики Башкортостан с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в части 1 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.

3. Глава Республики Башкортостан вправе обратиться в Государственное Собрание с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Государственного Собрания либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.

4. Государственное Собрание направляет Главе Республики Башкортостан примерные программы, планы законопроектной работы и проекты законов Республики Башкортостан в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения (принятия).

5. На заседаниях Государственного Собрания и его органов вправе присутствовать представители исполнительных органов Республики Башкортостан в соответствии со статьей 9 настоящего Закона и Регламентом Государственного Собрания.

6. На заседаниях исполнительных органов Республики Башкортостан вправе присутствовать депутаты Государственного Собрания либо по поручению Государственного Собрания или Председателя Государственного Собрания работники Секретариата Государственного Собрания в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан", иными законами Республики Башкортостан и Регламентом Правительства Республики Башкортостан.

 

Статья 21. Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

 

1. Для обеспечения деятельности Государственного Собрания образуется Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, который возглавляет Руководитель.

Вопросы обеспечения Секретариатом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан деятельности Государственного Собрания регулируются Регламентом Государственного Собрания, Положением о Секретариате Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и иными постановлениями Государственного Собрания.

2. Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан функционирует на основе законодательства Республики Башкортостан и Положения о Секретариате Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

3. Положение о Секретариате Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, его структура и штатная численность утверждаются Государственным Собранием.

4. Расходы на обеспечение деятельности Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан определяются Государственным Собранием в пределах средств, выделяемых на содержание деятельности Государственного Собрания.

 

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня начала работы Государственного Собрания нового созыва.

 

Статья 23. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

 

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года N ВС-22/25 "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, N 9 (27), ст. 401);

Закон Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 года N ВС-26/35 "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1995, N 4 (34), ст. 140);

Закон Республики Башкортостан от 13 января 1996 года N 18-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, N 2 (44), ст. 93);

Закон Республики Башкортостан от 29 ноября 1998 года N 192-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1999, N 4 (88), ст. 254);

Закон Республики Башкортостан от 9 декабря 1998 года N 197-з "О внесении дополнения в статью 2 Закона Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1999, N 6 (90), ст. 363);

Закон Республики Башкортостан от 27 апреля 1999 года N 1-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1999, N 12 (96), ст. 760);

Закон Республики Башкортостан от 31 марта 2000 года N 59-з "О внесении дополнений в Закон Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2000, N 9 (111), ст. 638);

Закон Республики Башкортостан от 30 декабря 2000 года N 142-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2001, N 3 (123), ст. 175);

Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года N ВС-22/26 "О введении в действие Закона Республики Башкортостан "О Государственном Собрании Республики Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, N 9 (27), ст. 402).

2. Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Правительству Республики Башкортостан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Республики Башкортостан

М.РАХИМОВ

Уфа, Дом Республики

30 декабря 2002 года

N 448-з

Закон Республики Башкортостан от 30.12.2002 N 448-з