Правовые акты Республики Башкортостан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Республики Башкортостан от 07.11.2005 N 224-з

 

7 ноября 2005 года

N 224-з

 

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

 

ЗАКОН

 

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ

И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

Принят Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан 27 октября 2005 года.

 

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Республики Башкортостан (далее - объекты культурного наследия) регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (далее - местное значение) и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан.

 

Статья 1. Объекты культурного наследия

 

1. К объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

1.1. Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

1.2. Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

1.3. Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

2. Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

1) памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

2) ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

3) достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Республики Башкортостан, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

3. В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

 

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан об объектах культурного наследия

 

 

Законодательство Республики Башкортостан об объектах культурного наследия основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"), иных федеральных законов, Конституции Республики Башкортостан, Закона Республики Башкортостан от 13 июля 1993 года N ВС-18/19 "О культуре" и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

 

Статья 2.1. Требования к градостроительному регламенту и к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места

 

 

1. Требования к градостроительному регламенту и к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

2. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в течение пяти дней со дня вступления в силу акта об установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места направляет копию указанного акта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав).

 

Статья 3. Государственная охрана объектов культурного наследия

 

 

Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

 

Статья 3.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти Республики Башкортостан

 

 

1. К полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданным для осуществления органам государственной власти Республики Башкортостан, относятся:

1) утратил силу. - Закон РБ от 30.06.2015 N 243-з;

2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", за исключением:

а) ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

б) организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

в) согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения;

г) выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;

3) федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия.

2. Реализация переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий осуществляется в пределах средств, передаваемых в бюджет Республики Башкортостан в виде субвенций на указанные цели из федерального бюджета.

3. Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

4. В случае использования средств не по целевому назначению взыскание указанных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Глава Республики Башкортостан:

1) назначает на должность руководителей органов исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющих переданные полномочия;

2) утверждает структуру органов исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющих переданные полномочия;

3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

а) ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций;

б) экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Башкортостан по вопросам переданных полномочий;

в) иных документов и информации, необходимых для контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти Республики Башкортостан переданных полномочий.

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

 

 

К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан в пределах полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан и контроль за их исполнением;

2) разработка и реализация государственной программы Республики Башкортостан в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Башкортостан;

4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

4.1) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия);

4.2) установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия;

5) принятие решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения и местного значения в случаях и порядке, установленных статьей 22 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

6) определение порядка принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с положениями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

8) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения;

9) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Республики Башкортостан (далее - исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

10) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения.

11) установление в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации":

а) требований к сохранению объектов культурного наследия федерального, регионального, местного значения;

б) требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального, регионального, местного значения;

в) требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), регионального, местного значения;

12) подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

13) принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр;

13.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Башкортостан;

14) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

 

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

 

Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия устанавливаются Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

Статья 6. Региональный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

 

 

1. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия осуществляется республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан.

2. Предмет регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия определяется Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

Статья 6.1. Общественный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Республики Башкортостан

 

 

Граждане, общественные объединения, иные некоммерческие организации могут в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять общественный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Республики Башкортостан.

 

Статья 7. Государственные и муниципальные программы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

 

 

1. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия осуществляются в том числе в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации, государственных программ Республики Башкортостан, муниципальных программ, предусмотренных бюджетным законодательством.

2. Критерии для включения объектов культурного наследия в приоритетном порядке в программы, указанные в части 1 настоящей статьи, определяются пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

3. При разработке государственных программ Республики Башкортостан, муниципальных программ, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, Правительство Республики Башкортостан, должностные лица местного самоуправления могут устанавливать дополнительные критерии для включения объектов культурного наследия в такие программы в приоритетном порядке, не исключая при этом критерии, предусмотренные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

Статья 8. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

 

1. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

1) федеральный бюджет;

2) бюджет Республики Башкортостан;

3) местные бюджеты;

4) внебюджетные поступления.

2. Республика Башкортостан вправе за счет средств бюджета Республики Башкортостан принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

 

Статья 9. Льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия

 

1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в собственности Республики Башкортостан либо в муниципальной собственности, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия и обеспечившее их выполнение, в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" имеет право на льготную арендную плату.

2. Установление льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, определяются соответственно Правительством Республики Башкортостан или представительными органами муниципальных образований в пределах их компетенции.

 

Статья 9.1. Льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии

 

 

Для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к государственной собственности Республики Башкортостан или к муниципальной собственности, льготная арендная плата устанавливается в соответствии с порядком, определенным соответственно нормативными правовыми актами Республики Башкортостан или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

 

Статья 10. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

 

1. Объекты культурного наследия, расположенные на территории Республики Башкортостан, включаются в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

3. Реестр формируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 11. Утратила силу. - Закон РБ от 30.06.2015 N 243-з.

 

Статья 12. Порядок выявления объектов культурного наследия

 

 

1. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 1 настоящего Закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика.

Работы по выявлению объектов археологического наследия осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

2. Заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности в республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия вправе направить федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель).

В случае обнаружения места захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления направляет в республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

3. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в республиканском органе исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается Правительством Республики Башкортостан.

4. По истечении срока, установленного частью 3 настоящей статьи, республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.

5. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

6. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия вправе обратиться в орган регистрации прав с межведомственным запросом о предоставлении информации о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иной информации об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

7. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения от органа регистрации прав указанной в части 6 настоящей статьи информации уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, а также иные меры по обеспечению его сохранности указываются в предписании, направляемом республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.

8. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган регистрации прав.

9. Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан, осуществляются республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

10. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в реестр или об отказе во включении такого объекта в реестр, принятого в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

11. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Выявленные объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений об объекте археологического наследия в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган регистрации прав в течение тридцати дней со дня поступления в республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 27.1 настоящего Закона.

 

Статья 12.1. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр

 

 

1. После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

2. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного значения либо об отказе во включении объекта в реестр.

3. В случае поступления в республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр.

4. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия вправе не согласиться с заключением государственной историко-культурной экспертизы по следующим основаниям:

1) проведение государственной историко-культурной экспертизы с нарушением требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

2) несоответствие выводов государственной историко-культурной экспертизы ее содержанию;

3) несоответствие выводов и содержания государственной историко-культурной экспертизы требованиям Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

5. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия вправе принять решение об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр по следующим основаниям:

1) отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы;

2) недостоверность сведений об объекте (в том числе сведений о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий, о местонахождении объекта);

3) наличие сведений об объекте в реестре.

6. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

 

Статья 12.2. Информационное взаимодействие при ведении реестра

 

 

Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр направляет указанные документы, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации прав.

Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия направляет в орган регистрации прав сведения об установленных частями 3 и 4 статьи 21.1 настоящего Закона защитных зонах объектов культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в сроки, установленные пунктом 8 статьи 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в случае принятия решения, предусмотренного частью 5 статьи 21.1 настоящего Закона, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия такого решения направляет его в орган регистрации прав. Такое решение должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Направляемые в орган регистрации прав сведения о границах защитных зон объектов культурного наследия должны содержать подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, режим использования земель в границах защитных зон объектов культурного наследия утверждаются правовым актом республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

 

Статья 13. Паспорт объекта культурного наследия

 

1. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Утратила силу с 1 января 2017 года. - Закон РБ от 26.12.2016 N 454-з.

 

Статья 13.1. Границы территории объекта культурного наследия

 

 

1. Границы территории объекта культурного наследия регионального или местного значения, включаемого в реестр, утверждаются в составе акта республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия о включении указанных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.

 

Статья 14. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

 

 

1. Решение федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, находящегося на территории Республики Башкортостан и не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения принимается по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия регионального значения.

2. Решение федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения принимается по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения.

3. Решение республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия регионального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного значения принимается по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия местного значения.

4. Решение республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия местного значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения принимается по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия регионального значения.

 

Статья 15. Исключение объекта культурного наследия из реестра

 

 

1. Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Правительства Республики Башкортостан (в отношении объектов культурного наследия местного значения - согласованного с органом местного самоуправления).

2. Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

 

Статья 16. Право на пользование информацией об объекте культурного наследия

 

Физические или юридические лица вправе получать в республиканском органе исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия выписку из реестра, содержащую сведения, указанные в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

Статья 17. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

 

 

1. На объектах культурного наследия регионального значения и объектах культурного наследия местного значения, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на государственных языках Республики Башкортостан.

Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.

2. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, которые не имеют собственника, или собственник которых неизвестен, или от права собственности на которые собственник отказался, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, осуществляется республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

 

Статья 18. Государственная историко-культурная экспертиза

 

1. Государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в отношении объектов, определенных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

2. Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

3. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

3.1. Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) Правительства Республики Башкортостан или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

4. Порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, устанавливается Правительством Республики Башкортостан.

 

Статья 19. Заключение историко-культурной экспертизы

 

1. Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта и является основанием для принятия республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в части 2 статьи 18 настоящего Закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы.

2. В случае несогласия с решением республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.

3. Заключение историко-культурной экспертизы подлежит обязательному размещению республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Статья 20. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия

 

 

1. Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.

2. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

1) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра;

2) проведение историко-культурной экспертизы;

3) организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия, иных органов охраны объектов культурного наследия;

4) установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия;

6) разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима;

7) установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия;

8) согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

9) осуществление в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работ по использованию лесов и иных работ;

10) установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта;

11) установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;

12) выдачу в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

13) утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия;

14) обследование и фотофиксацию один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, с составлением актов технического состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности;

15) иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и настоящим Законом к полномочиям республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия, иных органов охраны объектов культурного наследия.

 

Статья 21. Зоны охраны объектов культурного наследия

 

1. В соответствии с федеральным законодательством в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия). Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

2. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

3. Зоны охраны объекта культурного наследия прекращают существование без принятия решения о прекращении существования таких зон в случае исключения объекта культурного наследия из реестра.

 

Статья 21.1. Защитные зоны объектов культурного наследия

 

 

1. Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в части 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

2. Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых установлены предусмотренные статьей 56.4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требования и ограничения.

3. Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

5. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из реестра. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется.

 

Статья 22. Утратила силу. - Закон РБ от 30.06.2015 N 243-з.

 

Статья 23. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ

 

 

Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

Статья 24. Утратила силу. - Закон РБ от 30.06.2015 N 243-з.

 

Статья 25. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объектов культурного наследия

 

В случае угрозы нарушения целостности и сохранности объектов культурного наследия движение транспортных средств на территории данного объекта культурного наследия или в его зонах охраны ограничивается или запрещается Правительством Республики Башкортостан по представлению республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

 

Статья 26. Утратила силу. - Закон РБ от 30.06.2015 N 243-з.

 

Статья 27. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

 

 

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия проводятся в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 27.1. Порядок проведения археологических полевых работ

 

 

1. Порядок проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), определяется Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

2. Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист) на проведение одного из видов археологических полевых работ, обязано:

1) не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа);

2) в случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ;

3) в случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

 

Статья 27.2. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов

 

 

1. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

 

Статья 28. Утратила силу. - Закон РБ от 30.06.2015 N 243-з.

 

Статья 29. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия

 

1. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется в исключительных случаях посредством его реставрации при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

2. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета Республики Башкортостан принимается Правительством Республики Башкортостан по представлению республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается воссоздание утраченного объекта культурного наследия, с учетом общественного мнения, а в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения - также с учетом мнения религиозных организаций.

 

Статья 30. Владение, пользование и распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия

 

 

1. Владение, пользование и распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, а также выявленным объектом культурного наследия осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством.

В отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального и местного значения охранное обязательство утверждается актом республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

3. В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.

 

Статья 31. Порядок и условия использования объектов культурного наследия

 

Порядок и условия использования объектов культурного наследия регионального значения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом.

 

Статья 32. Историко-культурные заповедники

 

В отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историко-культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурным заповедникам.

 

Статья 33. Порядок организации историко-культурного заповедника и определение его границы

 

1. В отношении историко-культурного заповедника регионального значения и историко-культурного заповедника местного значения граница историко-культурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия либо муниципальным органом охраны объектов культурного наследия.

2. Граница историко-культурного заповедника может не совпадать с границей достопримечательного места.

3. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством Республики Башкортостан.

4. Порядок организации историко-культурного заповедника местного значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия.

 

Статья 33.1. Понятие исторического поселения

 

 

1. Историческим поселением в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" являются включенные в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

2. Предмет охраны исторического поселения включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

3. Перечень исторических поселений регионального значения утверждается Правительством Республики Башкортостан по представлению республиканского органа исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия. Предмет охраны и границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в течение трех месяцев со дня его включения в перечень исторических поселений регионального значения. Предмет охраны исторического поселения регионального значения утверждается применительно к каждому историческому поселению. Указанные документы, утвержденные в установленном порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об их утверждении направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположено историческое поселение регионального значения.

4. Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

5. Доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к историко-культурному опорному плану исторического поселения обеспечивается посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования.

6. Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия вправе утвердить границы территории исторического поселения регионального значения, не совпадающие с границами населенного пункта.

 

Статья 33.2. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении

 

 

1. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

2. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан.

3. Проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения, подлежат согласованию с республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Срок рассмотрения республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия проекта генерального плана, подготовленного применительно к территориям исторических поселений регионального значения, не должен превышать семи рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.

4. Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения, подлежат согласованию с республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия, который согласовывает их или дает мотивированный отказ в согласовании. Перечень документов, представляемых для согласования проектов правил землепользования и застройки, определяется республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия. Срок рассмотрения республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия проекта правил землепользования и застройки не должен превышать семи рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.

5. Согласование республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия проектов правил землепользования и застройки оформляется в виде заключения.

6. Основанием для отказа в согласовании проектов правил землепользования и застройки является несоответствие представленных для согласования документов требованиям нормативных правовых актов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

7. Предметом согласования проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения, является соответствие указанных проектов утвержденному предмету охраны исторического поселения.

8. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.

9. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, указанного в части 8 настоящей статьи раздела проектной документации объекта капитального строительства в республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия и направление республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия указанных в части 8 настоящей статьи заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

10. Порядок предоставления застройщиком, техническим заказчиком указанного в части 8 настоящей статьи раздела проектной документации объекта капитального строительства, порядок рассмотрения указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства, порядок выдачи и форма указанных в части 8 настоящей статьи заключений устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

11. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия вправе разработать и утвердить типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории Республики Башкортостан. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия размещает типовые архитектурные решения объектов капитального строительства на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение десяти дней со дня их утверждения. Указанные типовые архитектурные решения должны быть доступны для ознакомления на таком сайте всем заинтересованным лицам без взимания платы.

12. Республиканский орган исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия в течение десяти рабочих дней со дня поступления от органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, которые предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации, рассматривает описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в указанные органы уведомление о соответствии или несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

 

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства об объектах культурного наследия народов Республики Башкортостан

 

Лица, виновные в нарушении законодательства об объектах культурного наследия народов Республики Башкортостан, несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

Президент

Республики Башкортостан

М.РАХИМОВ

Уфа, Дом Республики

7 ноября 2005 года

N 224-з

Закон Республики Башкортостан от 07.11.2005 N 224-з