Правовые акты Республики Башкортостан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Республики Башкортостан от 30.11.2005 N 243-з

 

30 ноября 2005 года

N 243-з

 

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

 

ЗАКОН

 

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Принят Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан 24 ноября 2005 года.

 

Настоящий Закон определяет в пределах компетенции Республики Башкортостан правовые, экономические и социальные нормы обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Башкортостан.

 

Глава 1

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

1) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

2) пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

3) обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;

4) нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

5) противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;

6) меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

7) пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

8) пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

9) нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;

10) профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

11) особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;

12) локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами;

13) пожарно-спасательный гарнизон - совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

14) организация тушения пожаров - совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

15) противопожарная пропаганда - информирование общества о путях обеспечения пожарной безопасности;

16) обучение мерам пожарной безопасности - организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни;

17) зона пожара - территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

18) ландшафтный (природный) пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты природного ландшафта;

19) лесной пожар - разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу;

20) оправданный риск - вероятность возникновения угрозы для жизни и здоровья личного состава пожарной охраны и (или) других лиц вследствие совершения правомерных необходимых и достаточных действий или бездействия в требующей незамедлительного реагирования личного состава пожарной охраны и иных участников тушения пожара ситуации, направленных на спасение жизни и здоровья людей в условиях тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, если есть основания полагать, что такое спасение возможно;

21) крайняя необходимость - состояние, при котором действие, причиняющее вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам личного состава пожарной охраны и (или) других лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если такая опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда охраняемым законом интересам общества или государства был причинен вред, равный предотвращенному или более значительный, чем предотвращенный.

 

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан о пожарной безопасности

 

Законодательство Республики Башкортостан о пожарной безопасности основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности"), иных нормативных правовых актов Российской Федерации и включает в себя настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

 

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности в Республике Башкортостан

 

1. Система обеспечения пожарной безопасности в Республике Башкортостан - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

2. Элементами системы обеспечения пожарной безопасности в Республике Башкортостан являются органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Функции системы обеспечения пожарной безопасности в Республике Башкортостан:

1) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности;

2) создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

3) разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

4) реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

5) проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

6) содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

7) научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

8) информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

9) производство пожарно-технической продукции;

10) осуществление деятельности в области пожарной безопасности;

11) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

12) учет пожаров и их последствий;

13) установление особого противопожарного режима;

14) организация и осуществление профилактики пожаров.

 

Глава 2

 

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области пожарной безопасности

 

1. К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области пожарной безопасности относятся:

1) нормативное правовое регулирование в пределах своей компетенции;

2) организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

3) разработка, утверждение и исполнение бюджета Республики Башкортостан в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

4) организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

5) разработка, организация выполнения и финансирование республиканских целевых программ;

6) осуществление в пределах своей компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в профилактике пожаров и борьбе с ними;

7) осуществление мер по правовой и социальной защите работников пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти Республики Башкортостан, и членов их семей;

8) создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

9) организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

10) утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

11) утратил силу. - Закон РБ от 02.06.2021 N 416-з;

12) организация тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории Республики Башкортостан, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Законом Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года N 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

13) осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств Республики Башкортостан, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статьей 14 настоящего Закона;

14) утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров;

15) утверждение порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

2. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.

 

Глава 3

 

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 

Статья 5. Пожарная охрана

 

1. Пожарная охрана на территории Республики Башкортостан состоит из противопожарной службы Республики Башкортостан и иных видов пожарной охраны, установленных Федеральным законом "О пожарной безопасности".

2. Основными задачами пожарной охраны являются:

1) организация и осуществление профилактики пожаров;

2) спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

3) организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

3. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

 

Статья 6. Противопожарная служба Республики Башкортостан

 

1. Противопожарная служба Республики Башкортостан входит в Государственную противопожарную службу, является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны в пределах своей компетенции.

2. Противопожарная служба Республики Башкортостан включает в себя:

1) структурные подразделения органа исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченного решать задачи обеспечения пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности противопожарной службы Республики Башкортостан;

2) подразделения противопожарной службы Республики Башкортостан, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения на территории Республики Башкортостан;

3) подразделения противопожарной службы Республики Башкортостан, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (республиканские объектовые подразделения);

4) подразделения противопожарной службы Республики Башкортостан, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения противопожарной службы Республики Башкортостан).

3. Противопожарная служба Республики Башкортостан создается Правительством Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.

4. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности подразделений противопожарной службы Республики Башкортостан определяются уставом, утверждаемым в установленном порядке.

 

Статья 7. Личный состав подразделений противопожарной службы Республики Башкортостан

 

1. Личный состав подразделений противопожарной службы Республики Башкортостан включает в себя лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники противопожарной службы Республики Башкортостан).

2. В противопожарную службу Республики Башкортостан принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на работников противопожарной службы Республики Башкортостан.

3. На работников противопожарной службы Республики Башкортостан распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

4. Работники противопожарной службы Республики Башкортостан в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

5. В своей деятельности работники противопожарной службы Республики Башкортостан не могут быть ограничены решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

6. Работникам противопожарной службы Республики Башкортостан в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

7. Работники противопожарной службы Республики Башкортостан имеют форму одежды, установленную Правительством Республики Башкортостан.

8. В непрерывный стаж службы работников противопожарной службы Республики Башкортостан, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, назначенных на должности противопожарной службы Республики Башкортостан, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации) и Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан (Министерства внутренних дел Республики Башкортостан).

 

Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты работников противопожарной службы Республики Башкортостан

 

1. На работников противопожарной службы Республики Башкортостан распространяются установленные законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и ведомственными нормативными актами гарантии правовой и социальной защиты и льготы.

2. Работники противопожарной службы Республики Башкортостан, участвующие в тушении пожаров, имеют право на внеочередную установку телефона.

3. Работникам противопожарной службы Республики Башкортостан, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

4. Работникам противопожарной службы Республики Башкортостан, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы Республики Башкортостан, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в противопожарной службе Республики Башкортостан не менее 25 лет.

5. В случае гибели работника противопожарной службы Республики Башкортостан при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

6. На работников противопожарной службы Республики Башкортостан, охраняющей от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.

 

Статья 9. Страховые гарантии работников противопожарной службы Республики Башкортостан

 

1. Работники противопожарной службы Республики Башкортостан подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования работников противопожарной службы Республики Башкортостан устанавливаются федеральными законами, законодательными актами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.

2. В случае гибели (смерти) работника противопожарной службы Республики Башкортостан, наступившей при исполнении им служебных обязанностей, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболевания, полученного им при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы Республики Башкортостан, выплачивается единовременное пособие в размере 3000000 рублей в равных долях членам семьи погибшего (умершего), с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

3. Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) работника, считаются:

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с работником противопожарной службы Республики Башкортостан;

2) родители работника противопожарной службы Республики Башкортостан;

3) дети работника противопожарной службы Республики Башкортостан, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

4. При досрочном увольнении работников противопожарной службы Республики Башкортостан со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 2000000 рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

5. Убытки, причиненные работникам противопожарной службы Республики Башкортостан, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

 

Статья 10. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений противопожарной службы Республики Башкортостан

 

1. Финансовое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы Республики Башкортостан, созданных Правительством Республики Башкортостан, социальных гарантий и компенсаций работникам этих подразделений в соответствии с законодательством Республики Башкортостан является расходным обязательством Республики Башкортостан.

2. Материально-техническое обеспечение противопожарной службы Республики Башкортостан осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Республики Башкортостан.

 

Статья 11. Имущество противопожарной службы Республики Башкортостан

 

Имущество противопожарной службы Республики Башкортостан является государственной собственностью Республики Башкортостан и приватизации не подлежит.

 

Глава 4

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 12. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

 

 

1. Органы государственной власти Республики Башкортостан вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

3. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Статья 13. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

 

1. Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

2. Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

3. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

4. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

5. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований Республики Башкортостан разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления.

 

Статья 14. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

 

1. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

2. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, а также участие в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обороны совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на организацию проведения указанных работ, оказании помощи в реализации международных программ, проектов и операций по гуманитарному разминированию, выполнение взрывных работ в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Перечень структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, участвующих в проведении работ по поиску, обезвреживанию и (или) уничтожению взрывоопасных предметов и выполняющих взрывные работы, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

3. При тушении пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны, не относящихся к компетенции федеральной противопожарной службы, функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на противопожарную службу Республики Башкортостан.

4. Утратила силу. - Закон РБ от 06.02.2008 N 529-з.

5. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

6. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

7. Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

8. При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ силами подразделений пожарной охраны, привлеченными силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся необходимые действия для обеспечения безопасности людей, спасения имущества, в том числе:

1) проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

2) создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

3) использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

4) ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

5) охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

6) эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи;

7) приостановление деятельности организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожаров, опасных проявлений аварий, если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан, находящихся на их территориях.

9. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

10. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

11. Руководитель тушения пожара определяет зону пожара, устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, порядок и особенности осуществления указанных действий, принимает решение о спасении людей и имущества, привлечении при необходимости к тушению пожара дополнительных сил и средств, в том числе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливает порядок управления действиями подразделений пожарной охраны на месте пожара и привлеченных к тушению пожара сил, производит расстановку прибывающих сил и средств на месте пожара, организовывает связь в зоне пожара с участниками тушения пожара и привлеченными к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ силами, принимает меры по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки на месте пожара для последующего установления причины пожара. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

12. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

13. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

14. Личный состав пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, привлекаемый к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение материального ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

16. Личный состав пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, привлекаемый к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, могут освобождаться от ответственности за причинение вреда здоровью спасаемых людей, личного состава пожарной охраны, иных участников тушения пожара или их гибель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 14.1. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров

 

 

Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями статьи 22.1 Федерального закона "О пожарной безопасности".

 

Статья 14.2. Пожарно-спасательные гарнизоны

 

 

1. Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

2. Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона Республики Башкортостан (далее - территориальный пожарно-спасательный гарнизон).

3. В территориальный пожарно-спасательный гарнизон объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории Республики Башкортостан.

4. В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, муниципальных, городских округов.

5. Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

6. Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

1) территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Республике Башкортостан;

2) местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник расположенного на территории муниципального образования подразделения Государственной противопожарной службы, к функциям которого отнесены профилактика и тушение пожаров.

7. Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов и начальники таких гарнизонов утверждаются руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по Республике Башкортостан.

8. В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Статья 15. Утратила силу. - Закон РБ от 06.02.2008 N 529-з.

 

Статья 16. Деятельность в области пожарной безопасности

 

1. Деятельность в области пожарной безопасности осуществляется в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях предупреждения и тушения пожаров.

2. Виды деятельности в области пожарной безопасности устанавливаются Федеральным законом "О пожарной безопасности".

3. Виды деятельности в области пожарной безопасности могут осуществляться договорными подразделениями противопожарной службы Республики Башкортостан исключительно на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.

4. Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Статья 17. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

 

 

1. Противопожарная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации.

2. Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам.

3. Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, а также требования к содержанию указанных программ, порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

4. Дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

5. В образовательных организациях проводится обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Порядок создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Статья 18. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

 

1. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационные системы), необходимых для выполнения поставленных задач.

2. Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности.

3. Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать противопожарную службу Республики Башкортостан о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

4. Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию противопожарной службы Республики Башкортостан экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

5. Органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

 

Статья 19. Учет пожаров и их последствий

 

1. Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 

Статья 20. Особый противопожарный режим

 

1. В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти Республики Башкортостан или органов местного самоуправления на соответствующих территориях Республики Башкортостан может устанавливаться особый противопожарный режим.

2. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

 

Статья 21. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности

 

1. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности осуществляют научные и образовательные организации.

2. Координация научных исследований в области пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в ведении которого находится головное пожарно-техническое научно-исследовательское учреждение.

3. Финансирование научно-технических разработок в Республике Башкортостан в области пожарной безопасности осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также за счет других источников финансирования.

 

Глава 5

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

Статья 23. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Республики Башкортостан

 

Признать утратившими силу:

1) Кодекс Республики Башкортостан о пожарной безопасности (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1998, N 7 (73), ст. 413);

2) Закон Республики Башкортостан от 5 августа 1999 года N 17-з "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Башкортостан о пожарной безопасности" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1999, N 16 (100), ст. 1047);

3) Закон Республики Башкортостан от 6 марта 2001 года N 184-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о пожарной безопасности" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2001, N 6 (126), ст. 408);

4) Закон Республики Башкортостан от 24 июля 2002 года N 348-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о пожарной безопасности" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2002, N 13 (151), ст. 872);

5) Закон Республики Башкортостан от 8 декабря 2003 года N 51-з "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Башкортостан о пожарной безопасности" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2004, N 3 (177), ст. 92).

 

Президент

Республики Башкортостан

М.РАХИМОВ

Уфа, Дом Республики

30 ноября 2005 года

N 243-з

Закон Республики Башкортостан от 30.11.2005 N 243-з