Правовые акты Республики Башкортостан
ПРАВОВЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Закон Республики Башкортостан от 02.12.2005 N 250-з

 

2 декабря 2005 года

N 250-з

 

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

 

ЗАКОН

 

О РЕГУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 

Принят Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан 24 ноября 2005 года.

 

Настоящий Закон регулирует отдельные вопросы в сфере жилищных отношений в Республике Башкортостан.

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) малоимущие граждане - граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;

2) среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) за один год, поделенная на число всех членов семьи;

3) члены семьи малоимущего гражданина - проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи малоимущего гражданина, если они вселены в занимаемое им жилое помещение в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица признаются членами семьи малоимущего гражданина в порядке, установленном законодательством;

4) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

 

Статья 2. Жилищное законодательство Республики Башкортостан

 

Жилищное законодательство Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Жилищном кодексе Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

 

Статья 3. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области жилищных отношений

 

1. К полномочиям Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан относятся:

1) принятие законов Республики Башкортостан в области жилищных отношений;

2) осуществление иных полномочий в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан.

2. К полномочиям Главы Республики Башкортостан относятся:

1) определение уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в области жилищных отношений;

2) осуществление иных полномочий в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан.

3. К полномочиям Правительства Республики Башкортостан относятся:

1) установление порядка определения общей площади предоставляемого жилого помещения по договору социального найма в случаях совершения гражданином в период, установленный настоящим Законом, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению;

2) установление оснований замены гражданам жилых помещений по договору социального найма, отличных от установленных федеральным законодательством;

3) установление категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите;

3.1) установление порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в статье 20.1 настоящего Закона;

3.2) установление порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе порядка принятия на этот учет, отказа в принятии на учет, снятия с учета;

3.3) установление порядка учета наймодателями заявлений граждан о предоставлении жилых помещений жилищного фонда социального использования в случае, если наймодателями являются органы государственной власти Республики Башкортостан и (или) управомоченные этими органами организации;

3.4) порядок учета наемных домов социального использования и земельных участков, предоставленных или предназначенных для их строительства;

3.5) порядок управления наемными домами, все помещения в которых находятся в собственности Республики Башкортостан, и являющимися наемными домами и находящимися в собственности Республики Башкортостан жилыми домами;

3.6) установление максимального размера платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения;

4) установление порядка и условий предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями;

5) установление порядка и условий предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования;

6) установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения жилищного фонда Республики Башкортостан;

7) утратил силу. - Закон РБ от 28.04.2020 N 253-з;

8) установление размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

8.1) установление перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно;

8.2) утверждение положения о постоянно действующей лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор) по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Башкортостан (далее - лицензионная комиссия Республики Башкортостан) и ее состава;

9) осуществление иных полномочий в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан.

 

Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в Республике Башкортостан в области жилищных отношений

 

К полномочиям органов местного самоуправления в Республике Башкортостан в области жилищных отношений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан относятся:

1) установление нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) проверка достоверности представленных гражданином сведений;

4) утратил силу. - Закон РБ от 01.12.2010 N 334-з;

5) снятие гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в случае выявления в представленных гражданином документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;

5.1) определение доходов граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

5.2) установление максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;

6) осуществление иных полномочий в области жилищных отношений.

 

Статья 5. Документы, предъявляемые гражданином, претендующим на признание его малоимущим

 

1. Гражданин, обращающийся с заявлением о признании его малоимущим (далее - гражданин-заявитель), представляет в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

1) копии паспорта гражданина-заявителя или иного документа, удостоверяющего личность гражданина-заявителя, заверенные органом местного самоуправления;

2) документ о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя;

3) копию финансово-лицевого счета;

4) документы, подтверждающие размеры и источники доходов гражданина-заявителя и членов его семьи, за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о признании гражданина малоимущим;

5) документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина-заявителя и членов его семьи, имущества, подлежащего налогообложению.

1.1. Гражданину-заявителю выдается расписка в получении заявления и прилагаемых к нему документов с указанием их перечня и даты их получения органом местного самоуправления.

2 - 3. Утратили силу. - Закон РБ от 01.12.2010 N 334-з.

 

Статья 6. Последствия представления гражданином-заявителем неполных и (или) недостоверных сведений

 

1. Представление гражданином-заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для:

1) отказа в признании гражданина-заявителя малоимущим в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

2) отказа в постановке на учет гражданина-заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма;

3) снятия гражданина-заявителя и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

2. Решение, принятое по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, выдается или направляется гражданину-заявителю в соответствии с федеральным законодательством и может быть обжаловано им в установленном порядке.

 

Статья 7. Порядок признания гражданина-заявителя малоимущим

 

1. Орган местного самоуправления устанавливает расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения на одного члена семьи гражданина-заявителя (далее - расчетный показатель).

Расчетный показатель определяется как произведение нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, установленных в муниципальном образовании, в котором проживает гражданин-заявитель.

2. Из расчетного показателя подлежит исключению стоимость имущества, определенная в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона.

Орган местного самоуправления исходя из социально-экономического положения муниципального образования вправе предусмотреть случаи и соответствующие им размеры увеличения сумм, подлежащих исключению из расчетного показателя.

3. Орган местного самоуправления определяет возможность приобретения гражданином-заявителем жилого помещения с учетом возможности накопления недостающих денежных средств, определяемой исходя из его дохода, рассчитываемого в порядке, предусмотренном статьями 8 и 9 настоящего Закона.

Период, достаточный для накопления гражданами недостающих средств для приобретения жилого помещения, устанавливается органом местного самоуправления и не может превышать десяти лет.

Из размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, исключается величина прожиточного минимума, приходящаяся на каждого члена семьи, в зависимости от социально-демографической группы населения, к которой он относится, за каждый месяц анализируемого периода.

Орган местного самоуправления вправе принять решение, которым исходя из социально-экономического положения муниципального образования может увеличить размеры суммы, подлежащей исключению из дохода гражданина-заявителя и членов его семьи.

4. Гражданин-заявитель признается малоимущим, если его ежемесячный доход за период, достаточный для накопления гражданами недостающих средств для приобретения жилого помещения, меньше величины, полученной в результате исключения из расчетного показателя размеров сумм, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

5. Муниципальные правовые акты, устанавливающие расчетный показатель, случаи и соответствующие им размеры увеличения сумм, подлежащих исключению из расчетного показателя, период, достаточный для накопления гражданами недостающих средств для приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Органы местного самоуправления официально опубликовывают (обнародуют) определенный в порядке, установленном настоящей статьей, предельный размер ежемесячного дохода, приходящегося на одного члена семьи, при котором гражданин-заявитель будет признаваться малоимущим, в случае отсутствия у данного гражданина и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению.

 

Статья 8. Расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), в целях признания гражданина малоимущим

 

1. Расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), в целях признания гражданина-заявителя малоимущим производится исходя из размера совокупного дохода семьи, деленного на число всех членов семьи. В совокупный доход семьи включаются доходы каждого члена семьи за двенадцать месяцев, непосредственно предшествующих месяцу подачи заявления.

2. При расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, полученных как в денежной, так и в натуральной формах.

3. При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются виды доходов членов семьи, не облагаемые налогом на доходы физических лиц в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

 

Статья 9. Особенности учета доходов отдельных категорий граждан

 

1. При учете дохода одиноко проживающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживавших в течение всего расчетного периода или его части в образовательных и иных организациях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, доходы за месяцы проживания в указанных организациях считаются равными величине прожиточного минимума, устанавливаемой в Республике Башкортостан для соответствующей социально-демографической группы населения.

2. При учете дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя в течение расчетного периода или его части, проходившего службу в Вооруженных Силах Российской Федерации или пребывавшего в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, доходы, полученные по месту его нахождения, признаются равными величине прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Республике Башкортостан.

3. В случае постановки указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи одиноко проживающих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма не позднее чем через год после постановки на учет проводится повторная оценка уровня получаемых ими доходов.

4. Инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

 

Статья 10. Имущество гражданина-заявителя, учитываемое при оценке стоимости имущества в целях признания его малоимущим

 

1. Гражданин-заявитель представляет в органы местного самоуправления по месту жительства документы об имуществе, находящемся в его собственности и собственности членов его семьи.

2. При отнесении органом местного самоуправления гражданина-заявителя к категории малоимущих граждан имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей собственности нескольких лиц, подлежит учету в случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах плательщиком налога на указанное имущество является гражданин-заявитель или члены его семьи.

3. Если в течение расчетного периода членами семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем было отчуждено или передано иным способом имущество, входящее в перечень имущества, подлежащего налогообложению и учитываемого для признания граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, то стоимость отчужденного или иным способом переданного имущества учитывается как стоимость имущества, имеющегося в наличии в течение расчетного периода, за исключением случаев вынужденной продажи, подтвержденной соответствующими документами, предоставляемыми гражданином-заявителем.

4. В случае введения новых налогов или отмены ранее установленных, расширения перечня имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством о налогах и сборах, орган местного самоуправления, осуществляющий оценку доходов в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, сообщает гражданам, отнесенным ранее к категории малоимущих, о необходимости представления сведений о стоимости такого имущества для повторного определения общей стоимости имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи.

 

Статья 11. Порядок определения стоимости имущества гражданина-заявителя в целях признания его малоимущим

 

1. Наличие имущества, принадлежащего гражданину-заявителю и членам его семьи на праве собственности и подлежащего налогообложению в целях признания гражданина-заявителя малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, устанавливается на основании представляемых гражданином-заявителем сведений из органов, осуществляющих их государственную регистрацию.

2. Орган местного самоуправления определяет стоимость имущества, принадлежащего гражданину, исходя из его рыночной стоимости.

Граждане в случае несогласия с выводами органа местного самоуправления вправе произвести оценку имущества в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 12. Основания признания иной категории граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда Республики Башкортостан

 

Жилые помещения жилищного фонда Республики Башкортостан могут быть предоставлены иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Республики Башкортостан.

 

Статья 13. Иные категории граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Республики Башкортостан по договорам социального найма

 

 

1. Иные категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Республики Башкортостан по договорам социального найма, устанавливаются законом Республики Башкортостан.

2. Норма предоставления площади жилого помещения иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Республики Башкортостан по договорам социального найма, устанавливается законом Республики Башкортостан.

 

Статья 14. Порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма

 

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма иным категориям граждан предоставляются органами местного самоуправления в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным законом, законом Республики Башкортостан.

 

Статья 15. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма

 

1. Принятие на учет граждан, признанных малоимущими, а также граждан, относящихся к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

2. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

К документам, подтверждающим право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, относятся:

1) копия решения органа местного самоуправления о признании гражданина-заявителя малоимущим либо документы, подтверждающие его право быть принятым на учет как относящегося к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Башкортостан категории;

2) документ о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя;

3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи;

4) справка органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина-заявителя и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности;

5) Утратил силу. - Закон РБ от 28.12.2007 N 507-з;

6) документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди).

Гражданин-заявитель представляет документы в подлинниках либо копиях, верность которых засвидетельствована нотариально, либо заверенных в установленном порядке выдавшими соответствующий документ органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также организациями.

Если документы, указанные в пунктах 1 - 4 настоящей части, сведения о которых имеются в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, не представлены заявителем, такие документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органами местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

3. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Форма книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях утверждается Правительством Республики Башкортостан.

4. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения либо мотивированный отказ в принятии на учет. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином-заявителем в установленном порядке.

7. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий в соответствии с федеральным законодательством.

8. Информация о состоянии очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должна быть открытой и доступной.

Порядок информирования граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о состоянии их очередности определяется органом местного самоуправления.

 

Статья 16. Оформление документов о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма

 

1. Органы местного самоуправления вправе создать общественные комиссии по жилищным вопросам для предварительного рассмотрения заявлений граждан и представленных документов, а также для проверки жилищных условий заявителей.

Состав комиссии, порядок ее работы и форма акта проверки жилищных условий граждан утверждаются органами местного самоуправления.

2. Принятые на учет граждане включаются в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

В книге учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и скрепляются печатью.

3. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки установленной формы включаются:

1) граждане, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения предоставляются вне очереди;

2) граждане, относящиеся к определенным федеральным законом и указом Президента Российской Федерации категориям;

3) граждане, относящиеся к определенным законом Республики Башкортостан категориям;

4) малоимущие граждане.

4. На каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Одновременно с учетным делом заводится учетная карточка очередника, которая вручается гражданину после принятия его на учет.

5. Органы местного самоуправления обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и книг учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

 

Статья 17. Перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма

 

1. Органы местного самоуправления ежегодно с 1 января по 1 апреля проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При необходимости в ходе перерегистрации дополнительно проверяются жилищные условия очередников.

2. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, орган местного самоуправления берет у него заявление-расписку, в котором гражданин подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.

В случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к числу нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с учетом новых представленных документов.

 

Статья 18. Предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма

 

1. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия.

2. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за период, равный пяти годам, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма.

 

Статья 18.1. Основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

 

 

1. Жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, настоящим Законом или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:

1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 18.2 настоящего Закона, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи;

2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном настоящим Законом порядке.

2. Указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи максимальный размер дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 18.3 настоящего Закона, и не может превышать размер, позволяющий такому гражданину и таким членам его семьи приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа на приобретение жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования.

3. Граждане признаются нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования с учетом их обеспеченности общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающей максимального размера, установленного частью 4 настоящей статьи, а также значения максимального размера ежемесячного дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, порядок определения которого устанавливается настоящим Законом.

4. Максимальный размер обеспеченности общей площадью жилых помещений составляет:

1) для семьи, состоящей из двух и более членов, - 12 кв. метров на каждого члена семьи;

2) для одиноко проживающего гражданина - 18 кв. метров.

 

Статья 18.2. Порядок определения органами местного самоуправления дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

 

 

1. При расчете среднемесячного дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи учитываются все виды доходов, полученные гражданином и каждым из проживающих с ним членов его семьи в денежной и натуральной форме.

2. В доходе гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи не учитываются:

1) государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

2) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;

3) ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, и ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;

4) сумма уплаченных алиментов.

3. Доходы гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи учитываются в объеме, оставшемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Среднемесячный доход, приходящийся на гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, определяется на основании сведений о составе семьи и сведений о доходах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о постановке на учет граждан, имеющих право на заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - расчетный период).

5. Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные системой оплаты труда и выплачиваемые по результатам работы за месяц, ежемесячных социальных выплат, иных ежемесячных выплат учитывается в доходах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в месяце фактического получения, который входит в расчетный период.

При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы делится на количество месяцев, за которые эта заработная плата начислена, и учитывается в доходах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

6. Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

7. Суммы доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

8. Среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число двенадцать и на число членов семьи.

Среднемесячный доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается путем деления общей суммы его доходов за расчетный период на число двенадцать.

9. При определении стоимости подлежащего налогообложению имущества гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи учитываются следующие виды имущества:

1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

2) земельные участки;

3) транспортные средства.

10. Учитывается имущество, принадлежащее гражданину и постоянно проживающим совместно с ним членам его семьи, на праве собственности. Имущество, находящееся во временном пользовании, не учитывается.

11. Если имущество находится в долевой собственности, учитывается только доля гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи.

12. Стоимость жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, определяется по формуле:

 

Сж = Пл x Цс, где

 

Сж - стоимость жилого помещения, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

Пл - общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи;

Цс - показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан по состоянию на квартал, предшествующий дате подаче заявления гражданина, определяемый уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области жилищных отношений.

13. Стоимость земельных участков, находящихся в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, определяется на основании документов, содержащих сведения о кадастровой стоимости земельных участков.

14. Стоимость транспортных средств, находящихся в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, определяется на основании документов, содержащих сведения о рыночной стоимости транспортного средства, или отчета об оценке транспортного средства, выданного оценщиком.

15. Стоимость иных видов недвижимого имущества определяется на основании данных о кадастровой стоимости недвижимого имущества либо отчета об оценке недвижимого имущества.

16. Гражданин вправе за счет собственных средств определять стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Указанный способ определения стоимости имущества является приоритетным по отношению к иным способам определения стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи.

 

Статья 18.3. Порядок установления максимального размера дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования

 

 

1. Значение максимального размера ежемесячного дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в целях признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования рассчитывается по следующей формуле:

 

Закон Республики Башкортостан от 02.12.2005 N 250-з "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан", где

 

Рд - значение максимального размера ежемесячного дохода гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в целях признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

Пл - норматив общей площади жилого помещения, равный:

32 кв. метрам - для одиноко проживающего гражданина;

по 18 кв. метров на одного человека - для семьи из двух и более человек;

Цс - показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах Республики Башкортостан по состоянию на квартал, предшествующий дате подачи заявления гражданина, определяемый уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области жилищных отношений;

Рк - доля использования средств ипотечного кредита (займа) при приобретении гражданами жилья от стоимости такого жилья, равная 0,7;

Пс - средневзвешенная годовая процентная ставка по ипотечным кредитам (займам);

Пп - средневзвешенный срок (в календарных месяцах) ипотечных кредитов (займов);

Ди - максимально допустимая доля платежа по ипотечному кредиту (займу) в доходе гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи, равная 0,35.

Средневзвешенная годовая ставка процента и средневзвешенный срок (в календарных месяцах) ипотечных кредитов (займов) в Республике Башкортостан определяются по данным Банка России об условиях ипотечных кредитов по состоянию на 1 января текущего года.

2. Значение максимального размера стоимости подлежащего налогообложению имущества гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в целях признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования рассчитывается по следующей формуле:

 

Ст = Пл x Цс x (1 - Рк), где

 

Ст - значение максимального размера стоимости подлежащего налогообложению имущества гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в целях признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

Пл - норматив общей площади жилого помещения, равный:

32 кв. метрам - для одиноко проживающего гражданина;

по 18 кв. метров на одного человека - для семьи из двух и более человек;

Цс - показатель стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, равный размеру средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Республике Башкортостан, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на первый квартал текущего года;

Рк - доля использования средств ипотечного кредита (займа) при приобретении гражданами жилья от стоимости такого жилья, равная 0,7.

 

Статья 19. Формы поддержки Республики Башкортостан, оказываемые гражданам, нуждающимся в жилых помещениях

 

Формы поддержки Республики Башкортостан, оказываемые гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, а также порядок и условия их оказания устанавливаются Правительством Республики Башкортостан.

 

Статья 19.1. Осуществление учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях

 

 

Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по соглашению с органами местного самоуправления с использованием Автоматизированной информационной системы "Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях".

 

Статья 20. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения жилищного фонда Республики Башкортостан

 

Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения жилищного фонда Республики Башкортостан, устанавливаются Правительством Республики Башкортостан.

 

Статья 20.1. Отдельные категории граждан, для обеспечения жилыми помещениями которых Республикой Башкортостан в целях жилищного строительства создаются некоммерческие организации

 

 

1. Республикой Башкортостан создаются некоммерческие организации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а также:

1) граждан, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и муниципальными правовыми актами имеют право на приобретение стандартного жилья, получение социальных выплат (субсидий, адресной государственной поддержки) для приобретения (строительства) жилых помещений за счет средств бюджетов всех уровней.

Для граждан - участников мероприятий по финансированию жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан право на приобретение стандартного жилья у некоммерческих организаций наступает за 6 месяцев до окончания срока накопления средств жилищных строительных сбережений, предусмотренного условиями договора вклада;

2) граждан, лишившихся жилых помещений:

а) в результате чрезвычайных ситуаций;

б) по решению суда о выселении граждан из занимаемых жилых помещений без предоставления других жилых помещений, за исключением граждан:

самовольно занявших жилые помещения;

использующих жилое помещение не по назначению, систематически нарушающих права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращающихся с жильем, допуская его разрушение;

являющихся временными жильцами;

лишенных родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным;

в) в результате пожара, за исключением граждан, чьи жилые помещения уничтожены в результате умышленных действий;

3) граждан, удостоенных государственных наград Российской Федерации, государственных наград и почетных званий Республики Башкортостан; победителей чемпионатов и первенств Российской Федерации, Европы, мира, чемпионов и призеров Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, других международных спортивных мероприятий;

4) лиц, замещающих:

а) государственные должности Республики Башкортостан;

б) должности государственной службы не менее одного года;

в) муниципальные должности в Республике Башкортостан;

г) должности муниципальной службы в Республике Башкортостан не менее одного года;

5) граждан, не состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случаях, если гражданин соответствует одному или нескольким условиям:

а) нуждается в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством;

б) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

в) проживает в общежитии;

г) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе двух семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

д) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

е) является гражданином Российской Федерации и работает по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в расположенных в соответствующем муниципальном районе (городском округе) Республики Башкортостан организациях бюджетной сферы, организациях, которые реализуют приоритетные инвестиционные проекты Республики Башкортостан, являются резидентами индустриальных (промышленных) парков, созданных на территории Республики Башкортостан;

ж) работает по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, либо трудовому договору, заключенному на срок не менее трех лет, в федеральных органах исполнительной власти или органах исполнительной власти Республики Башкортостан;

6) граждан, включенных в реестр пострадавших граждан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ведение которого осуществлялось до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Республики Башкортостан;

7) семей, принявших детей под опеку и попечительство по договору об осуществлении опеки и попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законом Республики Башкортостан, по договору о передаче ребенка на патронатное воспитание;

8) граждан, имеющих ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или доктора наук в возрасте до 40 лет;

9) граждан, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, Украины, в том числе призванных на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, или членов их семей (для граждан, находящихся в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния, - супруг (супруга); для граждан, не находящихся в браке, - отец или мать) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

10) граждан, являющихся ветеранами боевых действий, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

11) граждан, являющихся инвалидами или членами семей которых являются дети-инвалиды, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

12) лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

2. Под обеспечением жилыми помещениями в настоящей статье понимаются следующие мероприятия:

1) возмездное приобретение в собственность жилых помещений, строящихся или построенных некоммерческими организациями, указанными в части 1 настоящей статьи:

а) государственными и муниципальными заказчиками;

б) гражданами из числа категорий, определенных настоящей статьей;

в) жилищными и жилищными накопительными кооперативами, созданными гражданами из числа категорий, определенных настоящей статьей;

2) предоставление жилых помещений, построенных некоммерческими организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, в наем с правом выкупа гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации или признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2.1. В приоритетном порядке право на возмездное приобретение в собственность жилых помещений у некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют граждане:

1) состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и (или) Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации;

3) имеющие право на получение социальных выплат (субсидий, адресной государственной поддержки) для приобретения (строительства) жилых помещений за счет средств бюджетов всех уровней.

3. Порядок обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в настоящей статье, устанавливается Правительством Республики Башкортостан.

4. Право на приобретение жилого помещения в некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, предоставляется гражданину однократно.

5. Построенные некоммерческими организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, жилые помещения могут быть переданы в собственность Республики Башкортостан или собственность муниципальных образований Республики Башкортостан для формирования специализированного жилищного фонда.

 

Статья 21. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения

 

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются Правительством Республики Башкортостан в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 22. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

 

1. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Республики Башкортостан в соответствии с федеральным законодательством.

2. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством Республики Башкортостан.

 

Статья 23. Предоставление жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года

 

Принятие решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации без учета сведений о доходе, приходящемся на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

 

Статья 23.1. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

 

 

1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

2) требований к формированию фондов капитального ремонта;

3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;

10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

12) требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов.

2. Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - управляющая организация), лицензионных требований.

3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан (далее - орган государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

4. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 12 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении муниципального жилищного фонда.

5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

6. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

7. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

8. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

9. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению Главы Республики Башкортостан осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление Главе Республики Башкортостан представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации.

11. При организации и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля используют в том числе размещенную в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию.

12. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;

6) о понуждении к исполнению предписания.

13. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

14. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

16. Предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 15 настоящей статьи, является соблюдение органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления в том числе требований:

1) к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

2) к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

3) к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

4) к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

17. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является в том числе истечение одного года со дня:

1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

18. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 23.2. Порядок осуществления муниципального жилищного контроля

 

 

1. Муниципальный жилищный контроль осуществляется путем:

1) проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Республики Башкортостан и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами;

2) проведения обследования муниципального жилищного фонда;

3) анализа исполнения обязательных требований, информация о которых получена в ходе осуществления муниципального жилищного контроля.

2. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль (далее - уполномоченные должностные лица), являющихся муниципальными жилищными инспекторами, утверждается муниципальным правовым актом.

3. Проведение проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля осуществляется в соответствии с административными регламентами, принимаемыми органами местного самоуправления.

4. По результатам мероприятий по муниципальному жилищному контролю уполномоченное должностное лицо составляет:

1) акт проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по форме, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) акт проверки в отношении граждан по форме, утвержденной муниципальным правовым актом;

3) предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований;

4) протокол об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.

5. Уполномоченные должностные лица по результатам проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан подготавливают и представляют в орган государственного жилищного надзора документы и материалы для рассмотрения в установленном порядке, привлечения к административной ответственности в соответствии с компетенцией органа государственного жилищного надзора.

6. Проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирным домом, в котором имеются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с законодательством.

7. Проверки в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с муниципальными правовыми актами.

 

Статья 23.3. Утратила силу. - Закон РБ от 24.12.2021 N 503-з.

 

Статья 23.4. Мониторинг применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги

 

 

Мониторинг применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги осуществляется республиканским органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).

 

Статья 23.5. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

 

 

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии Республики Башкортостан.

2. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Башкортостан осуществляется органом государственного жилищного надзора в установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан порядке.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

3. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

4. Лицензия предоставляется органом государственного жилищного надзора сроком на пять лет и действует только на территории Республики Башкортостан. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

5. Орган государственного жилищного надзора:

1) осуществляет выдачу лицензий на деятельность по управлению многоквартирными домами, направляет в суд заявления об аннулировании лицензий;

2) ведет реестр лицензий Республики Башкортостан, вносит изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан;

3) утратил силу. - Закон РБ от 22.06.2018 N 639-з.

6. Реестр лицензий Республики Башкортостан должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

7. Сведения, содержащиеся в реестре, указанном в части 5 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

 

Статья 23.5.1. Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

 

 

1. Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органом государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации.

2. Предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.

3. Организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

 

Статья 23.6. Лицензионная комиссия

 

 

1. В Республике Башкортостан создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Башкортостан.

2. В составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, указанными в части 19 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

3. К полномочиям лицензионной комиссии относятся:

1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;

2) принятие квалификационного экзамена;

3) участие в организации регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

4) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

4. Решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.

 

Статья 24. Приведение нормативных правовых актов Республики Башкортостан в соответствие с настоящим Законом

 

Признать утратившими силу:

1) Жилищный кодекс Республики Башкортостан (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, N 7 (25), ст. 309);

2) Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года N ВС-22/33 "О введении в действие Жилищного кодекса Республики Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, N 7 (25), ст. 310);

3) Закон Республики Башкортостан от 31 июля 1995 года N 9-з "О внесении дополнения в Жилищный кодекс Республики Башкортостан от 2 марта 1994 года" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1995, N 10 (40), ст. 403);

4) Закон Республики Башкортостан от 29 октября 1996 года N 44-з "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, N 12 (54), ст. 855);

5) Закон Республики Башкортостан от 5 августа 1999 года N 18-з "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1999, N 16 (100), ст. 1048);

6) Закон Республики Башкортостан от 7 марта 2001 года N 192-з "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2001, N 6 (126), ст. 416).

 

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты Республики Башкортостан, регулирующие жилищные отношения, до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. Поручить Правительству Республики Башкортостан разработать до 1 февраля 2008 года нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Законом.

 

Президент

Республики Башкортостан

М.РАХИМОВ

Уфа, Дом Республики

2 декабря 2005 года

N 250-з

Закон Республики Башкортостан от 02.12.2005 N 250-з